Posted 7 августа 2012,, 12:22

Published 7 августа 2012,, 12:22

Modified 1 апреля, 00:03

Updated 1 апреля, 00:03

Космос лоботрясов и двоечников

7 августа 2012, 12:22
Неудачи с запусками российских космических аппаратов специалисты объясняют «человеческим фактором». Между тем, они же отмечают: зарплаты платить надо больше, тогда и ракеты в космос полетят так, как надо.

«Отдельные неудачи» в области освоения межпланетного пространства, не мешают российскому официозу позиционировать страну как могучую космическую державу. Возможно это так, если не принимать в расчет крупнейшую российскую орбитальную группировку на дне Тихого океана и без толку сожженное в плотных слоях атмосферы энное количество ступеней ракет-носителей.

Последовательность и количество космических провалов России, действительно, впечатляет. Так, в начале декабря 2010 года в Тихий океан отправились сразу три спутника «ГЛОНАСС». 1 февраля 2011 года состоялся неудачный запуск спутника «ГЕО-ИК» ракетой-носителем «Рокот». Спутник был выведен на нерасчетную орбиту из-за ошибок в работе разгонного блока «Бриз-КМ». 18 августа ракете «Протон-М» не удалось вывести на геостационарную орбиту тяжелый телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ4». Опять из-за ошибок в работе разгонного блока, на этот раз «Бриз-М». Почти без перерыва, 24 августа новая напасть - запуск российской ракеты-носителя «Союз-У» с космическим грузовым кораблем «Прогресс М-12М» на МКС впервые за три с лишним десятка лет истории полетов ракет этого типа закончился неудачей. Корабль не был выведен на заданную орбиту из-за аварии на третьей ступени ракеты-носителя.

7 августа этого года «черная полоса» продолжилась. На этот раз, в то время как, после успешного десантирования, американский марсоход последнего поколения передавал на Землю фотографические изображения поверхности Красной планеты, неудачей закончился запуск ракеты-носителя «Протон-М», с разгонными блоками «Бриз-М». Ракета должна была вывести в космос два космических аппарата - российский «Экспресс- МД2» и индонезийский «Telkom-3». В ходе выведения головного на расчетную орбиту произошел сбой: после третьего включения двигательная установка РБ проработала всего 7 секунд вместо положенных 18 минут 5 секунд, в результате чего спутники не были выведены на заданные орбиты.

Комментируя неудачный запуск, экс-глава Роскосмоса Анатолий Перминов отметил, что в большинстве случаев причиной ЧП становится не техника, а пресловутый человеческий фактор. «Неисправность, которая привела к отключению разгонного блока «Бриз-М», думаю, можно было выявить на предприятии при подготовке к запуску», - убежден экс-глава Роскосмоса. Что касается самих разгонных блоков, то, по его мнению, все они «изделия хорошие, надежные».

Специалисты уверены, что ставшие уже системными неудачи являются следствием общей деградации «человеческого фактора» в российской космической отрасли. Как отметил в беседе с корреспондентом «Росбалта» летчик-космонавт, Герой России Роман Романенко, «люди, которые знают себе цену уходят по причине несоответствующих зарплат». «Остаются работать несколько категорий: либо «лоботрясы и двоечники», либо молодежь, которая до конца не понимает, что она делает, либо «фанатики-очкарики старой закалки», которым кроме «чая с сухариком» и высокой мечты о завоевании космического пространства ничего и не нужно. Но и таких осталось считанные единицы», - с сожалением констатировал Романенко.

Собеседник «Росбалта» косвенно подтвердил мнение Анатолия Перминова о том, что неисправность можно было выявить при подготовке к запуску. Романенко объяснил ошибки на этапе сборки банальным «халатным отношением к делу». В этом случае снимается извечный вопрос «что делать?», чтобы космические аппараты летали не падая. Иными словами: учите лучше, платите больше, спрашивайте строже – будут летать.

Теперь Государственная дума дает руководителю Роскосмоса Владимиру Поповкину еще полгода на налаживание работы в подчиненном ему ведомстве. По словам председателя комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Валерия Черешнева, Поповкин «в Госдуме был и говорил: дайте мне год-полтора. Но вот полгода прошло, мы дважды его слушали. Я думаю, что, давайте подождем еще полгода, тогда уже будем с него спрашивать, ведомство он взял, замены кадровые делает».

По словам Черешнева, глава Роскосмоса, отчитываясь перед депутатами, ничего не скрывает и довольно самокритично обо всем заявляет. В то же время парламентарий полагает, что срок вхождения Поповкина в должность уже заканчивается, и подходит время, когда с него будет спрашиваться за состояние отрасли.

К слову, как отметил в беседе с «Росбалтом» Роман Романенко, «Роскосмос занимается контролем, надзором, сбором и распределением финансовых потоков и пиаром. Там очень мало людей, которые понимают, что вообще происходит в космосе».

Складывается впечатление, что в российской космической отрасли остается все меньше тех, «кто понимает, что вообще происходит». После известной неудачи с не вышедшей в ноябре прошлого года на отлетную траекторию к Марсу российской межпланетной станции «Фобос-Грунт» некоторые «специалисты от космоса» договорились до того, что обвиняли в происках американцев. Некоторые – просто разводили руками, мол, что ж поделать, космос, ничего предсказать нельзя.

Представляется, что нельзя предсказать самовозгорание на промышленной свалке, хотя его можно с большой долей вероятности спрогнозировать, зная, какие вещества при сбрасывании войдут друг с другом в нежелательную реакцию. Что же касается космоса, то он нуждается не в предсказаниях или прогнозах, а в точнейших расчетах, которые могут произвести только хорошо обученные и высоко оплачиваемые специалисты. И успешное начало миссии американского марсохода тому лишнее подтверждение.

Последствия ЧП с российскими космическими аппаратами - одно хуже другого. Потеря «ГЕО-ИК» не позволила после четвертьвекового перерыва начать возрождение отечественной космической геодезической программы. В числе многочисленных и разнообразных последствий аварии «Экспресса-АМ4» (который, отметим, был застрахован на рекордные 7,5 млрд рублей) - срыв программы развития цифрового телевидения и проекта народного спутникового доступа в интернет. Проблемы с казалось бы супернадежной связкой «Союз»-«Прогресс» заставили было всерьез беспокоится за безопасность космонавтов, доставка которых на МКС осуществляется при помощи аналогичной техники. Впрочем, дальнейшие пуски эти опасения, к счастью, развеяли.

Справедливости ради стоит отметить, что космонавт Романенко отмечает надежность российской пилотируемой космонавтики. По его словам, там все системы «троированы», все системы проверяются и перепроверяются, существует так называемое тройное резервирование, «мы знаем, как устроены наши аппараты, доверяем им и поэтому не очень боимся улетать в космос».

Однако российская космическая отрасль эксплуатирует хоть и постоянно модернизируемые, но созданные еще по идеям Сергея Королева «Союзы», благодаря чему уверенно занимает нишу «космического извозчика», хотя кое-где «железный конь пришел на смену крестьянской лошадке», а где-то извозчики и вовсе пересели на современные автомобили, которые «уже давно не роскошь, а средство передвижения».

Дмитрий Пановкин