Posted 13 сентября 2012,, 10:13

Published 13 сентября 2012,, 10:13

Modified 30 января, 11:35

Updated 30 января, 11:35

Национальный совет по имитации

13 сентября 2012, 10:13
Решение спикера Госдумы Сергея Нарышкина создать консультативный совет с участием непарламентских партий является очевидным шагом в сторону укрепления в России системы так называемой «имитационной демократии».

При Госдуме будет создан консультативный совет, куда могут войти представители официально зарегистрированных, но не представленных в нижней палате парламента партий. Об этом сообщил спикер палаты Сергей Нарышкин. Таким образом, с формальной точки зрения, непарламентские партии получат «трибуну» для высказываний. В действительности же этот совет может стать аналогом Общественной палаты, позволив власти канализировать партийную активность и получить рычаги для управления вольницей из сотни разношерстных политических объединений, значительная часть которых существует только на бумаге.

Предложение Нарышкина является очевидным шагом в сторону расширения в России системы так называемой «имитационной демократии». Неважно, делают власти это для того, чтобы действительно найти хоть какой-то способ заключить в рамки публичную активность новых политических партий. Или же изначально подразумевают, что целью является формирование пула лояльных малых партий. Чтобы затем получить возможность высказываться от их лица, как от лица всей российской парламентской системы.

Не очень ясно, правда, каким образом спикер Государственной думы может принимать решение о создании таких «серьезных» политических органов. Нарышкин может это сделать разве что в формате некоего консультативного органа при самом себе, без наделения его вообще какими-либо реальными полномочиями.

Смотрим регламент Госдумы. В пункте 6 статьи 11записано, что «председатель Государственной думы вправе решать вопросы экспертного, научного, консультативного и иного обеспечения законодательной деятельности Государственной думы». Что примечательно, введен этот пункт совсем недавно - постановлением Госдумы от 13 апреля 2012 года.

Стоит напомнить, что подобный формат уже существовал в период президентства Дмитрия Медведева, который звал к себе на встречи представителей непарламентских и даже незарегистрированных партий. При этом статус главы государства придавал легитимность всем идеям, которые на этих встречах озвучивались или даже рождались прямо по ходу дискуссии.

Теперь, видимо, вопрос легитимизации малых политических партий «спущен вниз» по властной вертикали. Владимиру Путину явно не по статусу встречаться с лидерами мелких, зачастую никому не известных партий. Его участие в работе такого рода совета позволило бы им слишком высоко «задирать нос». Да и реальные оппозиционеры из числа непарламентских партийцев на такие встречи могли бы и не придти. Или, наоборот, придти, чтобы устроить «национальному лидеру» обструкцию. А это еще хуже.

Премьеру же встречаться с лидерами партий можно разве что при обсуждении бюджета. В условиях нарастания «кризисных» явлений в экономике это, кстати, был бы неплохой формат. Дмитрий Медведев встречался бы с лидерами микропартий, и не только сам, таким образом, легитимизировал бы их деятельность, но и давал бы им трибуну для выступлений, подкрепляя их голоса своим «трубным гласом».

Кроме того, сами партии придавали бы дополнительную весомость решениям правительства. Ведь уже в самом скором будущем кабинету министров придется принимать серьезные антикризисные решения и, под предлогом борьбы с экономическими проблемами, «резать» социальные бюджеты. И тут поддержка «всех политических партий» и возможность заявить, что бюджет урезан не благодаря единоличному решению «Единой России», а после «широких консультаций» (или даже «по предложению непарламентской оппозиции») очень пригодился бы правительству Дмитрия Медведева.

Однако в администрации президента, где, наверняка, и разрабатывался сценарий работы создаваемого совета, этот вариант либо не рассмотрели, либо отмели, чтобы не укреплять позиции правительства Дмитрия Медведева. Видимо, там посчитали, что это вопрос должен находиться на уровне формального, а не реального руководителя. То есть, спикера Нарышкина, а не премьера Медведева.

В итоге Нарышкину придется имитировать работу структуры, которую эксперты сейчас называют «восточноевропейским круглым столом». То есть, собранием представителей власти и оппозиции, которые рассматривают вопросы реформирования и организации государственного управления и развития страны. Правда, рассматривать то они их будут, а вот принимать решения «консультативному совету при спикере» вряд ли кто-то позволит.

В свое время в Польше подобный круглый стол был создан коммунистами и оппозиционной «Солидарностью» доя того, чтобы решить главный вопрос – как мирным путем передать власть от правящей, но потерявшей поддержку граждан партии в руки , общественной коалиции, добивающейся реформ. Ничего подобного совет при Нарышкине обсуждать не может по определению.

Иван Преображенский