Posted 14 сентября 2012,, 13:59

Published 14 сентября 2012,, 13:59

Modified 31 марта, 23:25

Updated 31 марта, 23:25

Тяжелое похмелье Госдепа

14 сентября 2012, 13:59
Гибель посла США в Ливии продемонстрировала слабые стороны американской политики в отношении арабского мира. Теперь можно ожидать, что вашингтонская «дипломатия канонерок» будет скорректирована в сторону «дипломатии доллара».

Для американской дипломатии, еще недавно упивавшейся «демократическим» воздухом арабской весны, наступила пора тяжелого похмелья. В странах Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока с преобладающий долей исламского населения поднялась волна антиамериканских выступлений, первой жертвой которых стал посол США в Ливии Кристофер Стивенс.

Отметим, что поводом для выступлений исламистов и недовольства людей, исповедующих магометанскую религию, послужило появление в Интернете скандального фильма «Невинность ислама» в котором в критической форме представляется жизнеописание пророка Мухаммеда. При этом наиболее сильные волнения охватили страны, в которых еще недавно США активно помогали бороться с диктатурой.

Кроме Ливии, участники акций протеста штурмовали американские диппердставительства в Египте, Йемене, Тунисе. И очевидно, что на этом список государств, в которых американским дипломатам придется столкнуться с недружественными для них акциями, не исчерпывается. Накануне западные информагентства сообщили, что около тысячи исламистов попытались прорваться к зданию посольства США в столице республики Бангладеш Дакке.

Наблюдатели отмечают, что эти события могут заставить Вашингтон пересмотреть свою политику в арабском мире, причем в сторону более жесткого применения вооруженной силы. Недаром к берегам Ливии направлены два эсминца (Laboon и McFaul), а также морские пехотинцы из антитеррористического подразделения быстрого реагирования FAST (Fleet Antiterrorism Security Team).

Однако в Пентагоне сообщают, что корабли идут к Ливии без какого-либо конкретного задания. Вашингтон пока не собирается проводить военную операцию в стране, а отправка боевых судов – «всего лишь мера предосторожности».

«Я спрашиваю себя, как это могло произойти в стране, которую мы помогли освободить, в городе, который мы помогли спасти от разрушения? Это показывает, насколько сложным, запутанным может быть мир», - эмоционально заявила госсекретарь США Хиллари Клинтон, реагируя на гибель посла, который считался в Вашингтоне авторитетным специалистом по арабскому миру.

Безусловно, слова Клинтон по-своему справедливы, но госсекретарь не учла того обстоятельства, что эмоции арабов, канализировавшиеся в насилие, направленное на американские представительства, являются следствием недовольства итогами революций, за которыми стоят Соединенные Штаты. Как отметил в беседе с корреспондентом «Росбалта» научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, арабист-регионовед Павел Густерин, «это поведенческая реакция арабов, вызванная тем, что они не получили ожидаемого результата и стали обвинять в своих неудачах тех, кто им помогал, направлял и наставлял».

В сложившейся для США внешне- и внутриполитической ситуации, в Вашингтоне вряд ли решатся на широкомасштабное применение вооруженной силы. Скорее всего, можно ожидать, что вектор американской дипломатии будет переориентирован и на смену «дипломатии канонерок» придет «дипломатии доллара». Конечно, не в том классическом виде внешнеполитической практики государственного содействия проникновению американского капитала на рынки других стран, как это происходило в свое время в Латинской Америке. Но аналогия вполне уместна.

Определенные предпосылки к этому видны в словах той же Хиллари Клинтон, заявившей, что в нападении на дипмиссию в Бенгази виновны не народ или правительство Ливии, а «небольшая и дикая» группа людей. Возможно, учтя уроки арабских революций, вследствие которых к власти прорываются исламские радикалы, в США обратят внимание на воспитание и последующее продвижение в когорту государственных лидеров мусульманского мира людей, лояльно относящихся к США.

Конечно, не стоит прямо сравнивать латиноамериканские страны со странами мусульманского Востока, но и там, чтобы продвигать своих ставленников, как это происходило в Латинской Америке, нужны колоссальные финансовые вливания и внутренние силы, в том числе и вооруженные, которые были бы готовы поддержать марионеточные режимы. Кроме того, как утверждает Павел Густерин, «арабы вряд ли согласятся с такими попытками» и «это приведет к еще большему неприятию американской политики».

Но существует и другой вариант, при котором союзники США, например, среди членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), могут посодействовать американцам в урегулировании сложившегося положения, обеспечивая определенную стабильность в регионе.

Дмитрий Пановкин