Posted 18 сентября 2012,, 14:10

Published 18 сентября 2012,, 14:10

Modified 31 марта, 23:21

Updated 31 марта, 23:21

Редкий «Горшков» доплывет до Индии

18 сентября 2012, 14:10
Обещание чиновников, что скоро российский ВПК сможет создавать по одному авианесущему кораблю и шесть подлодок в год, по-новому звучит на фоне аварии на бывшем советском авианосце «Адмирал Горшков», который передается ВМС Индии.

В начале марта этого года российские информагентства, ссылаясь на слова неназванного, но явно высокопоставленного представителя отечественного ОПК, распространили информацию о том, что авианосец «Викрамадитья» (бывший советский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Горшков») будет передан ВМС Индии 4 декабря 2012 года. «Ходовые испытания авианосца начнутся 29 мая, а на 4 декабря, в соответствии с условиями контракта, планируется передача корабля индийской стороне», - сообщал источник.

Двумя месяцами ранее курирующий ВПК вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, выступая в Северодвинске сказал, что производственные мощности российского ОПК уже к концу этого года будут доведены до уровня, который позволит производить по одному авианесущему кораблю и шесть подлодок в год - как стратегических АПЛ, так и дизель-электрических подлодок. «Не брехня: я сказал, что в этом году мы закончим ремонт авианесущего корабля «Адмирал Горшков» и построим/отремонтируем 6 лодок», - написал потом Рогозин в своем микроблоге в ответ на соответствующий комментарий одного из пользователей Twitter.

И вот теперь стало известно, что многострадальный «Адмирал Горшков» (спущенный на воду еще в 1982 году под названием «Баку»), который в очередной раз сменил имя и называется теперь «Викрамадитья» в честь знаменитого древнеиндийского царя, и в этом году не доплывет до Индии. Сроки его передачи индийским ВМС вновь переносятся. На этот раз во время ходовых испытаний крейсера возникли неполадки в работе энергоустановки. По разным данным, от трех до семи из восьми имеющихся на судне паровых котлов вышли из строя.

В ближайшее время специалистам северодвинского «Севмашпредприятия» предстоит оценить состояние поврежденного оборудования и понять, как доставить корабль до дока, чтобы приступить к устранению дефектов.

Напомним, что тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.4 предназначен для уничтожения надводных кораблей и подводных лодок, ведения противовоздушной обороны и обеспечения высадки десанта. Строительство корабля началось в декабре 1978 года на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. В марте 1982 года авианосец спустили на воду, а в декабре 1987 года он вошел в боевой состав ВМФ СССР.

Крупнейший экспортный контракт в сфере военно-технического сотрудничества по модернизации этого корабля, проданного ВМС Индии, был заключен Россией в 2004 году. Договор предусматривал, что РФ модернизует корабль за $750 млн и поставит Индии палубную авиацию на такую же сумму. Первоначально передача корабля заказчику планировалась на 2008 год, но из-за увеличения объема работ сроки сдвинулись. В марте 2010 года Россия и Индия подписали дополнительный контракт, срок поставки по которому планировался на конец 2012 года. Ранее правительство Индии одобрило выделение $2,34 млрд на модернизацию корабля.

Авианосец прошел на российском судостроительном предприятии «Севмаш» масштабную реконструкцию. Корабль оборудован полетной палубой и трамплином для взлета истребителей МиГ-29К, оснащен современным оборудованием, внутри корпуса авианосца проложены новые кабельные трассы общей длиной более 2 тыс. км. Корабль получил новые навигационный и радиолокационный системы, комплекс связи и управления авиацией.

В действие крейсер приводит котлотурбинная установка. Ее восемь паровых котлов изначально были теплоизолированы асбестом. Однако индусы, контролировавшие модернизацию крейсера, потребовали, чтобы этот потенциально опасный для человека минерал был заменен на что-нибудь другое. В результате российские инженеры решили обложить котлы огнеупорным кирпичом. Именно это, очевидно, и привело к аварии.

Во время ходовых испытаний, когда «Викрамадитью» попытались разогнать до максимальной скорости, кирпичная кладка не выдержала тепловой нагрузки и, как утверждают очевидцы, попросту рассыпалась.

Достоверной информации о том, насколько повреждена силовая установка крейсера пока нет, однако перенос срока его сдачи на год может означать, что потребуется дорогостоящая и сложная процедура замены котлов.

Естественно, что для расследования причин сбоя была создана специальная комиссия, в которую вошли представители «Объединенной судостроительной корпорации», «Рособоронэкспорта», а также Минобороны и судостроительной промышленности Индии, а президент России Владимир Путин поручил урегулировать проблему на межправительственном уровне.

Специалисты оценивают стоимость работ по исправлению недостатков более чем в 1 млрд рублей и по самым оптимистичным прогнозам, ВМС Индии получат корабль, в котормо остро нуждаются, не ранее октября 2013 года.

Как считает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, «ситуация неприятная, но на фоне всего цикла модернизации «Адмирала Горшкова», длящегося уже столько лет, один год не столь драматичен». В то же время нельзя не учитывать, что российско-индийские отношения весьма ощутимо осложняют споры из-за поставок российского оружия, и не прошедший ходовые испытания авианосец может существенно повлиять на дальнейшие решения индийских партнеров относительно закупок российских вооружений. Индия импортирует из России до 70% своей военной техники, однако в последние годы она стала стремиться диверсифицировать источники военных поставок. Специалисты отмечают, что отчасти это связано и с проблемой многострадального «Адмирала Горшкова».

Хотя, по мнению научного сотрудника ИСАА МГУ Петра Топычканова, «индийцы, конечно, недовольны, но очевидно, что им по другой цене никто подобный корабль не предложит, даже США». «Тем более, - продолжил эксперт, - Россия продает лицензии на производство вооружений, а в США очень много ограничений на торговлю с Индией. Пока они эти ограничения снимут, пройдет еще довольно много времени. Так что в этом плане альтернативы нет».

Дмитрий Пановкин