Posted 20 октября 2012,, 22:26

Published 20 октября 2012,, 22:26

Modified 31 марта, 22:51

Updated 31 марта, 22:51

Березина запомнилась лучше Бородино

20 октября 2012, 22:26
В современной Франции власти стараются не отмечать вехи наполеоновской империи, при этом в историческом сообществе страны до сих пор нет единой трактовки значения войны 1812 года, рассказывает профессор Сорбонны Жак-Оливье Будон.

Празднование 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 проходит с большим размахом: открытие новых памятников, научные конференции, военно-исторические праздники, масштабные реконструкции сражений, включая Бородинскую битву. Наконец, двухмесячный конный переход из Москвы в Париж, который завершился 20 октября в Фонтенбло масштабным праздником. О том, помнят ли об этой войне во Франции так же хорошо, как в России, в интервью «Росбалту» рассказал профессор, заведующий кафедрой истории революции и империи университета Париж IV (Сорбонна), президент Института Наполеона, автор многочисленных книг, посвященных наполеоновской эпохе, среди которых «Наполеон и российская кампания: 1812» и переведенная на русский язык «Наполеон – полководец и человек» Жак-Оливье Будон.

- Война 1812 года – что она значит для французов? Какие ассоциации вызывает?

- Для французов это, в первую очередь, один из эпизодов эпохи Наполеона, из которого они помнят наиболее трагические моменты. Такие, как, например, отступление из России после взятия Москвы, которое подарило французскому языку слово «la bérézina» (от названия реки Березина, где, переправив значительную часть своих войск, Наполеон отдал приказ сжечь мосты, оставив остальных на милость российской армии, - «Росбалт»). La bérézina во-французском языке обозначает полный крах, поражение будь то в политике или спорте, в то время как для экспертов военного дела этот термин обозначает тактику, сопряженную с большим количеством потерь, но все же не поражение. Конечно, военные историки знают, что переправа через Березину не стала поражением для армии Наполеона, но этот эпизод оказал такое сильное шоковое влияние на население, что название речки вошло в лексикон как синоним краха. Для французов переправа через Березину символизирует отступление Наполеона и катастрофу, которое оно обернулось с точки зрения человеческих жертв. Можно даже сказать, что именно переправа через Березину приходит в голову французам при упоминании войны 1812 года. Этот эпизод во Франции более известен, чем Бородинская битва. В отличие от россиян, французы плохо знакомы с Бородино и это, наверное, связано с тем, что в этот период истории для французов были другие, более значимые битвы, такие как битва под Аустерлицем.

- Каково значение Отечественной войны 1812 года для французской истории? Как именно преподносится эта война в школах и университетах?

- Удивительно, но в историческом сообществе Франции до сих пор нет единой трактовки значения этой войны. Историки преподносят этот эпизод согласно своим убеждениям и своему отношению к Наполеону. Так, есть те, кто обожают Наполеона, и кто старается делать акцент на первой части войны, когда Наполеон сумел дойти до столицы. Для них это в первую очередь история удачного взятия Москвы. Такого рода историки будут стараться минимизировать трагедию отступления из России и списывать неудачу на неожиданные неприятности, такие как мороз и т.д. В этом смысле они распространяют ту версию событий, которой придерживался сам Наполеон. Но, надо сказать, что такие историки составляют меньшинство. Большинство все-таки стараются анализировать этот период по-научному и признают, что война с Россией обернулась страшной катастрофой. Они уделяют минимальное внимание первой части войны и концентрируются на том, почему Наполеону пришлось уходить из Москвы и почему отступление стало тем, чем оно стало. Для них война с Россией является кампанией, которую Наполеон спланировал крайне плохо, и которая была обречена на провал с самого начала. Его ближайшее окружение предупреждало его о том, что война с Россией будет гораздо более сложной, чем он себе представляет, но он решил проигнорировать их советы.

- А как вы лично преподносите войну 1812 года? Что вы рассказываете своим студентам?

- Как правило, война 1812 года упоминается в рамках курса, посвященного эпохе Наполеона. Это значит, что мы ее проходим вкратце. Но, тем не менее, в своих лекциях я стараюсь сделать акцент на самом Наполеоне, постараться понять, почему он решился на этот шаг. Я пытаюсь объяснить студентам, что Наполеон оказался загнанным в угол. Наполеон рассчитывал на быструю победу против российской армии, он не планировал идти вглубь страны, продолжая сражаться. Он думал, что быстрая победа позволит ему навязать Москве мир на его условиях, но этого не произошло. Царь Александр I сначала отказался принять бой, заманив, таким образом, Наполеона вглубь страны, а потом отказался вести переговоры. Наполеон оказался в ловушке и проиграл. Он позволил затянуть себя внутрь страны, географию, климат и армию которой он знал очень плохо. Именно эти заблуждения объясняют, почему Наполеон ввязался в этот поход и почему этот поход обернулся человеческой катастрофой. К сожалению, во Франции не всегда помнят о масштабе случившегося. Знают, что кто-то из солдат замерз, кто-то вернулся с отмороженными конечностями, но большинство людей не знают, что Великая Армия Наполеона потеряла убитыми примерно триста тысяч человек в 1812 году. Это были беспрецедентные потери. Ни одна другая военная кампания Наполеона не была сопряжена с такими человеческими жертвами.

- Следят ли французские СМИ за празднованиями 200-летней годовщины победы в этой войне, которые уже год проходят в России? Что французское общество думает по этому поводу?

- Безусловно, до нас доносится эхо того, что происходит в России. Но во Франции, конечно, нет аналогичных мемориальных мероприятий. Это не значит, что нет интереса к самой войне, наоборот, он есть и это заметно по большому количеству книг, которые были опубликованы в этом году во Франции. Новые книги появляются буквально каждую неделю. Во многих журналах, особенно исторических, выходят специальные номера, посвященные войне 1812 года. Все это спровоцировало рост интереса к этой теме в СМИ, в основном в печатных и на радио, и в меньшей степени на телевидении. То есть интерес есть, но он все равно не сопоставим с интересом к событиям XX века. Однако те, кто интересуются наполеоновской эпохой, проявляют настоящий интерес к годовщине. Люди совершили путешествия на места событий, участвовали в реконструкции битв в России. Во Франции также был ряд выставок, посвященных этому событию. Но, конечно, повторю, что это не сравнится с тем, что происходит в России. Французские СМИ регулярно сообщают о наиболее масштабных мероприятиях, таких как воссоздание Бородинской битвы, которое посетили президент Владимир Путин, в то время как французскую сторону представлял бывший президент Франции Валери Жискар д’Эстен. Представителей нынешнего правительства там не было, и это связано с тем, что во Франции с момента 200-летней годовщины империи Наполеона власти стараются не отмечать вехи наполеоновской империи. Участие представителей властей крайне ограничено, министр обороны был замечен на мероприятии в Аустерилице. Но в целом французский истэблишмент старается воздерживаться от таких шагов и это распространяется на войну 1812 года тоже. В том, что касается конного похода и казачьих полков, которые отправились в Фонтенбло, то я, как и многие другие, с интересом слежу за этим по телевизионным репортажам. Людей очень интересуют современные казаки, потому что в обществе существует стереотип о том, что казаки символизируют варваров, способных разрушить всю страну. Конечно, это не так, и такого рода инициативы способствуют сближению между народами.

- Напоследок поделитесь своим мнением о том, каким было значение войны 1812 года для России и для Европы в целом?

- Эта война является, безусловно, очень важным событием для истории Франции, России и Европы. Для России это была, конечно, народная война, которая затронула всех и вся. Я думаю, что в результате произошло сплочение народа Российской Империи вокруг фигуры монарха, и война, таким образом, способствовала консолидации монархической авторитарной власти. Каждый раз, когда я приезжаю в Россию, меня поражает интерес, который проявляют люди к Отечественной войне 1812 года. Этот интерес намного превосходит интерес французов к любому событию эпохи Наполеона. Для Европы же исход этой войны имел огромное значение, поскольку поражение Наполеона в войне с Россией стало началом заката Наполеона, который наступил в 1814 году. За этим последовало переустройство всей Европы. Европа формата 1815 года возникла благодаря событиям 1812 года. Европа 1815 года признавала Российскую Империю в качестве важного игрока этого региона, потому что именно Россия стала первой страной, сумевшей остановить армию Наполеона. Если до этого Российская Империя была европейской периферией, то после событий 1812-1815 годов она стала полноценным участником концерта наций Европы и играла впоследствии одну из важнейших ролей в переустройстве Европы в пост-наполеоновскую эпоху.

Беседовала Юлия Нетесова