Posted 6 ноября 2012,, 06:46

Published 6 ноября 2012,, 06:46

Modified 31 марта, 22:38

Updated 31 марта, 22:38

«Обама может перейти на антироссийскую риторику»

6 ноября 2012, 06:46
О том, чего ждать от Обамы или Ромни после их победы на президентских выборах в США, рассказал заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер.

6 ноября в США пройдут президентские выборы. Влияние этого государства на мировую политику и экономику огромно. В том числе, и на Россию. О том, чего ждать от Обамы или Ромни после их победы на выборах, изменится ли американская политика в отношении России и Китая, «Росбалту» рассказал заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер.

- Кто, по-вашему, выиграет президентские выборы в США и как результаты этой кампании повлияют на мировую экономику?

- Думаю, что эти выборы выиграет Барак Обама, и в связи с этим экономическая политика сильно не поменяется. Мы уже видели, что он пытался сделать в течение прошедших четырех лет. Это будет продолжение медленного выхода из кризиса, которое выразится в снижении безработицы и повышении темпов роста ВВП. Скорее всего, выход из кризиса случится к концу его второго президентского срока. Это, пожалуй, наиболее вероятный прогноз, если не случится каких-то чрезвычайных ситуаций. Сейчас западная экономика войдет в состояние некоего равновесия, которое будет сохраняться в ближайшие годы — небольшие темпы роста, более-менее стабильные цены на нефть...

На России результаты выборов никак не скажутся. Мы гораздо больше зависим от того, как будет развиваться ситуация в Европе. Она там намного сложнее, чем в США.

- Учитывая антироссийскую риторику Ромни, победу Обамы можно считать положительным исходом американских выборов для России?

- Обама может поменять свою политику довольно значительно. Сейчас он ограничен предвыборными делами и ему приходится как-то отчитываться за судьбу «перезагрузки».

Он начинал эту политику с президентом России Дмитрием Медведевым, рассчитывая не только на внешнеполитические успехи, но и на развитие демократии в России, чтобы потом приписать это положительное влияние себе. Но добиться желаемого не получилось. Внутренняя политика в России меняется совершенно в другую сторону, да и по внешнеполитическим делам и противоракетной обороне мы так и не договорились. Переговоры зашли в тупик.

Если Обама станет президентом во второй раз, он может перейти на антироссийскую риторику, причем довольно жесткую, ближе к тому, что сейчас говорит Ромни, зацепившись за ситуацию с демократией.

- Может или перейдет?

- Может. Это вероятно. К этому его подталкивает общественное мнение. В той же самой Демократической партии, которую он представляет, отношение к происходящему в России критическое. Сейчас он сдерживает эмоции в рамках предвыборной кампании, но после нее, я не исключаю, что риторика с его стороны может поменяться.

- Но и Россия, очевидно, имеет претензии к США. Например, до сих пор не отменена поправка Джексона-Вэника.

- Она уже чисто символическая и, по большому счету, ничего не решает и не работает. Это старый символ, времен «холодной войны». Возможно, Обама сделает шаг навстречу и настоит на отмене этой поправки. Но следует помнить, что до поправки еще не было ряда громких процессов — «дела Магнитского», например.

- Что будет, если все же выиграет Ромни?

- Не думаю, что у России с республиканцами будут тяжелее отношения, чем с демократами. Потому что даже если вдруг Ромни придет к власти, вряд ли он радикально что-то поменяет, даже в пику демократам. Давайте вспомним Буша-младшего, республиканца, который в отношении России проводил политику взаимного приглядывания друг за другом, не более того.

Пол Райан, претендующий на должность вице-президента (в паре с Ромни — «Росбалт») - сильный экономист. Если республиканцы выиграют, они пойдут на снижение налогов. Это классическая схема республиканцев. Они будут пытаться урезать бюджет, каким образом — трудно сказать. Возможностей для маневра — кто бы ни пришел к власти — немного. Конгресс регулирует максимальный рыночный долг и выступает более консервативно по отношению к любому президенту, мы это видели не один раз.

Думаю, что с точки зрения бюджета что Ромни, что Обама будут проводить приблизительно одну политику. Но кандидат от республиканцев попытается рискнуть — снизить налоги и за счет активизации экономики собрать в массе больше налогов. Такие маневры — это классические маневры Республиканской партии, правда, иногда они не действуют.

Обама на снижение налогов не пойдет. Он будет поддерживать социальные программы, пытаться создать новые рабочие места каким-то полуадминистративным образом. Я не исключаю, что ему удастся это сделать к концу второго срока, но плоды его трудов пожмет уже следующий президент США.

- Следует ли ожидать усиления противостояния США с Китаем?

- Их отношения не будут обостряться до каких-то крайних пределов. Слишком сильны обе страны. В этом смысле в отношении России гораздо проще, поскольку Россия сильно слабее, чем США. Китай же — это вторая экономика в мире. Он становится почти равновеликим государством с США, по крайней мере, в экономическом смысле. И противостояния между ними, подобного тому, что было между США и Советским Союзом во времена «холодной войны», не будет.

Сейчас очень важно, кто придет к руководству Китая. Если придет новое поколение, новая команда будет проводить более либеральную экономическую политику, может быть, более либеральную внутреннюю политику. У американцев будет меньше поводов предъявлять какие-то претензии по поводу общественного устройства в Китае. А с точки зрения экономики, — это конкуренция, причем жесткая.

Конечно, стратегического партнерства между США и Китаем не будет, это очевидно. Но нормальное существование конкурентов - двух больших держав - вполне возможно.

Беседовал Владислав Кузьмичев