Posted 14 ноября 2012,, 15:26

Published 14 ноября 2012,, 15:26

Modified 31 марта, 22:29

Updated 31 марта, 22:29

Новой армии не будет

14 ноября 2012, 15:26
Военная реформа, которую проводил бывший министр обороны Анатолий Сердюков, точно не будет продолжена после назначения на его место Сергея Шойгу. К такому выводу пришли участники заседания московского Политклуба «Росбалта».

Военная реформа, которую проводил бывший министр обороны Анатолий Сердюков, точно не будет продолжена после назначения на его место Сергея Шойгу. К такому выводу в среду пришли участники заседания московского Политклуба «Росбалта».

Правда, в определении причин завершения реформирования армии в нынешнем его виде эксперты разошлись. Одни считают, что нельзя продолжить то, у чего не было конкретной цели, а другие полагают, что цель-то как раз была, но в нынешних условиях добиваться ее достижения власти уже не смогут по политическим причинам.

Реформу Сердюкова условно можно разделить на две сферы. Модернизация вооружения и принципиально новая структурная организация российской армии. По мнению военного эксперта Александра Гольца, главный вызов, который стоял перед Сердюковым, заключался в необходимости «решить вопрос принципов комплектования» Вооруженных сил РФ. А именно - отказаться от концепции массовой мобилизации.

Истоки этого решения аналитик видит еще в заявлениях Владимира Путина времен начала второй чеченской войны, когда для проведения войсковой операции не удавалось сформировать боеспособное и полностью укомплектованное соединение численностью всего около 60 тысяч человек, при общей формальной численности армии тогда более 2 млн человек.

Кроме того, по мнению Александра Гольца, у предыдущего руководителя Минобороны было представление о том, что приблизительно до 2025 года армия должна быть готова, в первую очередь, к ведению локальных конфликтов, эталоном и примером которых стала война в Южной Осетии в 2008 году. На полномасштабный континентальный конфликт с задействованием обычных вооружений у России, по причине «демографической ямы», просто не будет хватать человеческих ресурсов.

Следствием этого и стал «бригадный» принцип при реформировании армии, поскольку для решения проблемы выбор должен делаться между возвращением к всеобщему воинскому призыву на два-три года или постепенной многолетней трансформацией в сторону контрактной армии.

«Бригадный подряд» - это калька с армии США», - не соглашается замглавы фракции КПРФ в Госдуме, член комиссии по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ Анатолий Локоть. По его словам, проблема в том, что США уже 200 лет практически не вели глобальных континентальных войн, применяя свою армию в локальных конфликтах. Для России подобное копирование, при ее историческом опыте и протяженных сухопутных границах, было весьма опасным.

Не говоря уже о том, что «продуманность реформирования», говорит Локоть, явно «под вопросом». Ведь часто расформировывались, как раз, наиболее боеспособные подразделения.

В то же время, по второму ключевому вопросу, связанному с тем, как в дальнейшем будет проходить модернизация вооружений, а значит и будут развиваться отношения Минобороны с российским оборонно-промышленным комплексом, эксперты в целом сошлись на том, что имевший место при Сердюкове конфликт явно завершится.

Правда, причины этого им видятся разные.

Одна из ключевых причин - политическая, полагает Александр Гольц. «Ядерный электорат Владимира Владимировича Путина работает как раз на этих заводах, в этих моногородах», - объясняет он причину внезапного появления интереса у власти к российской оборонной промышленности, которая до этого не пользовалась большой популярностью у министра Анатолия Сердюкова.

Причем его раздражение было понятно, отмечает эксперт, ведь Сердюкову нужно было современное оружие по конкурентной цене, а доставшаяся России в наследство от СССР «оборонка» не могла его производить.

После распада Советского Союза условно «гражданские» заводы прекратили производство тех комплектующих, которые они ранее изготовляли, а это могло составлять до 80% необходимых деталей. В итоге, получая большой заказ, оборонные предприятия надолго вынуждены были останавливать сборку и начинать производство комплектующих, что делало полученную продукцию «золотой».

Исходя из социальных и политических причин, сегодня эта проблема российское руководство внезапно перестала интересовать. Так что вряд ли стоит ждать, что Сергей Шойгу продолжит начатую Сердюковым борьбу с предприятиями ВПК за лучшее соотношение «цена-качество».

«Шойгу достаточно опытен, чтобы различать полутона и намеки», и он наверняка понял, что в это дело ввязываться не стоит. Необязательно покупать у «оборонщиков» именно то, что нужно армии. Скорее, нужно соглашаться на то, что они реально могут произвести», - констатирует Гольц.

В свою очередь Анатолий Локоть уверен, что проблема была в том, что при Анатолии Сердюкове армия превратилась во ВРАО — Военное российское акционерное общество, и вместо конкуренции по тактико-техническим характеристикам выбор делался на основании цены продукции.

Что крайне опасно и для оборонной промышленности, и для будущего армии, и даже для будущего страны. По словам депутата-коммуниста, нельзя не признать, что целые отрасли оборонной промышленности сегодня потеряны, однако шанс на исправление ситуации есть.

Для этого «должна болеть голова у заказчика, как оружие будет производиться». Так что, если Минобороны во главе с Сергеем Шойгу сумеет создать систему полноценного контроля качества военной продукции, вместе с системой солидарной ответственности министерства и производителей, то это в будущем позволит решить проблему насыщения армии современным, качественным и конкурентоспособным вооружением.

Вопрос только в том, хватит ли у нового министра политической воли и полномочий, чтобы избежать тех проблем, которые привели к отставке его предшественника. А на этот вопрос ответ станет ясен не раньше следующего года, когда придет время реализовывать гособоронзаказ на 2013 год, скандально проваленный в предыдущие два-три года.

Иван Преображенский