Posted 22 ноября 2012,, 14:36

Published 22 ноября 2012,, 14:36

Modified 31 марта, 22:22

Updated 31 марта, 22:22

Поляки предлагают обмен разумами

22 ноября 2012, 14:36
Польша пожелала поделиться с Россией опытом, накопленным за время чемпионата Европы по футболу, который эта страна провела совместно с Украиной. У нас же пока не знают, что ценного можно позаимствовать у соседей.

Польша стремится поделиться с Россией опытом, накопленным за время чемпионата Европы по футболу, который эта страна минувшим летом провела совместно с Украиной. Делается это с прицелом на 2018 год, в котором Россия готовится принимать чемпионат мира по футболу. При этом поляки, разумеется, не забывают и о своей выгоде. Россия же, похоже, до сих пор не в состоянии сформулировать, что она могла бы позаимствовать у соседей.

В Москве прошло пятое пленарное заседание российско-польской межправительственной комиссии по вопросам экономического сотрудничества. С самого начала сопредседатели этой комиссии - министр транспорта России Максим Соколов и министр транспорта, строительства и водного хозяйства Польши Славомир Новак сошлись на том, что у двух стран есть огромный потенциал для роста. Ведь показатели товарооборота и взаимных инвестиций пока далеко не так высоки, как могли бы быть.

Что примечательно, объем прямых инвестиций России в польскую экономику более чем в десять раз ниже польских инвестиций в Россию. Так что чиновникам пришлось объяснять журналистам, по каким причинам россияне не хотят инвестировать в соседнюю страну. Потому что не могут или потому что не хотят?

По словам Новака, претензии, которые звучат со стороны некоторых российских бизнесменов, не имеют под собой обоснования, так что инвестиции в польскую экономику – дело безопасное. Тем более, что на состоявшейся встрече как раз было подписано соглашение об «опеке», которую польское агентство по иностранным инвестициям готово брать над российским бизнесом, «заходящим» на территорию Польши.

Правда, пока неясно, о каком именно бизнесе может идти речь. Ведь с российской стороны в Польшу сегодня поступают практически исключительно углеводороды. Что не удивительно с учетом того, что через Польшу проходят стратегические транзитные маршруты: нефтепровод «Дружба» и газопровод «Ямал-Европа».

Ситуация, как известно, может заметно измениться, если Польша начнет активно добывать свой сланцевый газ. По словам Максима Соколова, это является «суверенным правом» Польши, за реализацией которого Россия, однако, будет «внимательно следить».

Но если когда-нибудь, даже в весьма далеком будущем, Польша и превратится из импортера газа в его экспортера, то и тогда это не будет означать, что несырьевой российский бизнес бросится инвестировать в польскую экономику.

Хотя власти двух стран готовят облегченную систему работы именно для него. Например, как уверяют министры, граница для инвесторов уже не будет на замке. По словам Соколова и Новака, уже существенно облегчен транзит грузов по автомагистралям Польши, организован также льготный режим пересечения границы между Калининградской областью и Варминско-Мазурским воеводством.

После разговоров об экономике делегации с радостью перешли к более приятной теме – футболу. Представитель польского министерства туризма и спорта Изабелла Левандовская сообщила о готовности поляков поделиться с россиянами опытом, полученным в рамках подготовки и проведения Чемпионата Европы по футболу 2012 года. В свою очередь, следующее заседание комиссии, которое пройдет в 2013 году на польской территории, Максим Соколов готов начать с товарищеского матча по футболу между сборными командами министерств транспорта двух стран.

Славомир Новак тут активно лоббировал родной Гданьск. По его словам, там уже привыкли к российским туристам и это в целом идеальное место для проведения российско-польских встреч. Что касается матча, то его можно провести на стадионе «Балтик-арена», построенном специально к Евро-2012. По мнению польского министра транспорта, это самое красивое спортивное сооружение в Польше.

Правда, стоит отметить, что стадион вряд ли будет предоставлен министрам и их командам совсем уже безвозмездно. Как минимум, платить придется, рекламируя арену. Ведь стадиону, как и другим объектам, оставшимся после Евро-2012, постоянно требуется финансирование. По словам польских представителей, это одна из главных проблем при проведении соревнований такого масштаба.

Тема подготовки к крупным футбольным соревнованиям была и в центре внимания в ходе недавнего визита в Польшу группы российских менеджеров и журналистов. Для них польской стороной была организована большая поездка по новым спортивным и инфраструктурным объектам, построенным в Польше к Евро-2012 году.

О том, как Польша готовилась к Евро-2012, россиянам рассказывали польские специалисты и чиновники, имевшие непосредственное отношение к этому проекту, в том числе, курировавшая Евро-2012 замминистра иностранных дел Беата Стельмах.

Гостям показали и пресловутую «янтарную» арену в Гданьске, и национальный «бело-красный» стадион в Варшаве, и вроцлавскую арену.

На основании информации, полученной от польских коллег, россиянам должно было стать понятно, что заработать на чемпионате не получится. Уже построенные стадионы требуют постоянных расходов на их содержание. Если у гданьской арены, например, есть «титульный» спонсор, а недостающие деньги там планируют добирать за счет спортивных состязаний и непрофильных мероприятий, вроде концертов, то у стадиона в Варшаве спонсоров нет, так что его планируется спасать за счет сдачи в аренду офисных помещений, специально построенных на прилегающей территории.

Тезис об убыточности футбольных чемпионатов и вообще крупных спортивных соревнований подтверждает и тот факт, что прибыль Польши от болельщиков и туристов во время Евро-2012 составила лишь около 300 млн евро. При этом на сами стадионы было затрачено около 1,4 млрд евро, а общие затраты на 83 инфраструктурных проекта, формально связанных с Евро-2012, (готовых и еще планируемых к достройке), составили 28 млрд евро.

Основные расходы были связаны с тем, что за последние несколько лет в Польше были построены и модернизированы сотни километров дорог и сразу несколько аэропортов.

Что характерно, отчасти именно в связи с этими масштабными инвестициями в инфраструктуру Польша оказалась единственной страной ЕС, в которой во время кризиса 2008-2009 годов не была зафиксирована экономическая рецессия. При этом, что оказалось весьма выгодно для поляков, значительную часть денег удалось получить из бюджета Евросоюза.

Однако как раз информация о средствах, полученных из бюджета ЕС, позволяет понять, что отнюдь не весь польский опыт в России применим. В финансово-строительной сфере у нас, как известно, особенно велик «коррупционный навес». А вкладываться, как показывает пример Сочи, пока предпочитают, в первую очередь, непосредственно в спортивные объекты, а не в инфраструктуру.

Так что баланс между строительством стадионов с одной стороны, и дорог с аэропортами – с другой, в России вряд ли удастся соблюсти. Иначе говоря, большая часть денег может быть «зарыта» в масштабные спортивные объекты, а инфраструктуру для экономического роста, не связанного с чемпионатом напрямую, построить вряд ли удастся.

Нет пока и никаких внятных планов относительно того, что относительно небольшие города будут потом делать со стадионами, которые там построят там к футбольному чемпионату 2018 года. А ведь это будут ежегодные серьезные траты, которые, как у нас водится, постараются «повесить» на областные или даже городские бюджеты.

Не слишком применим к России и еще один ключевой пример, который приводят поляки, говоря о своем опыте. Речь идет о создании единой организации, координирующей все проведение чемпионата в целом. Причем организации государственной.

В России же уже существующий комитет, занимающийся подготовкой ЧМ-2018. Формально он негосударственный, что при подготовке чемпионата наверняка скажется на его возможности контролировать денежные потоки.

Кроме того, у нас вряд ли можно будет добиться такой высокой степени координации ведомств. Не говоря уже о том, что сами ведомства и их полномочия серьезно отличаются от того, как это устроено в Польше.

Так что, судя по последним политическим событиям в России, остается надеяться, разве что, на то, что ответственным за чемпионат 2018 года перебросят из Минобороны Сергея Шойгу. Году эдак в 2017, года станет понятно (как это, кстати, было и в Польше), что подготовиться обычными, а не ускоренными методами не получается. Тогда он, конечно, методами МЧС, решит и эти, и все другие проблемы.

Кроме разве что одной, которую никому еще решить не удавалось – получить от проведения чемпионата осязаемую прибыль.

Иван Преображенский