Posted 28 ноября 2012,, 13:11

Published 28 ноября 2012,, 13:11

Modified 31 марта, 22:16

Updated 31 марта, 22:16

Министерство обороны от инноваций

28 ноября 2012, 13:11
Откаты в области военных НИОКР достигают 80%, и очевидно, что распилы будут продолжаться. Минобороны явно не намерено допускать к бюджетным деньгам инженеров «со стороны».

Многочисленные скандалы вокруг Минобороны оттеснили на задний план другое околовоенное событие – в некоторых отношениях не менее примечательное.

Еще в апреле Путин одобрил создание аналога DARPA - американского агентства передовых оборонных разработок. А 16 октября был подписан закон о формировании Фонда перспективных исследований, о чем с пафосом была оповещана широкая общественность.

Причины внимания к опыту США очевидны. Американское агентство с бюджетом $3 млрд и численностью сотрудников в 250 человек практически вездесуще – диапазон интересов организации простирается от шагающих роботов до создания искусственной жизни. Эффекты от деятельности DARPA выходят далеко за пределы «оборонки».

В теории Фонд перспективных исследований должен представлять столь же компактную и эффективную организацию. Однако первые попытки воспроизвести американскую практику уже наводят на диаметрально противоположные мысли.

Одна из «технологий» DARPA – использование краудсорсинга. Периодически агентство приглашает всех желающих что-нибудь придумать за умеренное вознаграждение – например, «дизайн» бронемашины или беспилотника. Недавно аналогичный клич решило издать отечественное Минобороны в компании с Агентством стратегических инициатив – личным детищем Путина, призванным, кроме всего прочего, помогать продвижению перспективных бизнес-проектов и поддерживать «самые передовые научные и технические разработки, которые реально смогут улучшить ситуацию во всех сферах экономики России». Был «объявлен всероссийский конкурс научно-исследовательских работ среди граждан Российской Федерации в интересах вооруженных сил Российской Федерации».

Итак, что же ждет наследников Кулибина в реальной жизни? Отправимся на известный сайт «Все конкурсы», широко известный среди желающих конкурировать. Первое, что мы там обнаружим - объявление о том, что за первое место на конкурсе назначено 40 тыс. рублей, а весь призовой фонд за три первых места тянет на целых 80 тыс. Далее мы натыкаемся на неработающую ссылку, ведущую на пустую страницу сайта Минобороны. Наконец, после некоторых усилий мы найдем условия конкурса, почему-то затаившиеся в рубрике «образование». Далее нас ждет приятный сюрприз – оказывается, приз за первое место для организаций составляет не 40, а 70 тысяч, но нам просто не сказали об этом… очевидно, из соображений секретности.

За эти «головокружительные» суммы Минобороны хочет получить от граждан и организаций заявку, содержащую, кроме собственно описания проекта, еще некоторые «мелочи»: организационный план, производственный план, оценку проектных рисков, план финансирования и технологическую карту. Чтобы было понятно – производственный план, например, должен содержать оценку необходимых производственных мощностей, план поставки сырья и комплектующих с перечнем поставщиков и, естественно, описание производственного процесса как такового. Здесь нас охватывает сильнейшее чувство дежавю – ибо это стандартная схема бизнес-плана, аккуратно скопированная с какого-то другого сайта.

Избавимся от этого нехорошего чувства и посмотрим, бизнес-план чего требует щедрое Минобороны. Список тем включает, кроме всего прочего, «системы поражения различных целей, основанные на новых физических принципах» и «двигатели на новых физических принципах». При этом, чтобы потенциальный Кулибин не решил, что детальный план финансирования при проекте двигателя на новых физических принципах не обязателен, внизу крупными буквами и жирным шрифтом намекают: «особое внимание при оценке работ будет уделяться глубине и полноте проработки предложенного решения, а также документации к нему». Здесь Кулибин осознает, что ценность его двигателя для Минобороны в огромной степени зависит от проработанности финансового плана.

Наконец, взглянув на сроки, изобретатель понимает, что на все громадье планов ему отводится два месяца. На мгновение он решает, что сайт Минобороны пал жертвой особо циничных хакеров – но нет… Ссылка внизу ведет в группу поддержки конкурса «Вконтакте», где модератор недвусмысленно объясняет, что для спасения страны от внешней и внутренней угрозы безусловно требуются финансовый, организационный план и другие документы - максимально подробные.

Итак, призы смешны, а условия невыполнимы не только для инноваторов со стороны, но и для большинства работников оборонки, решивших сделать заявку на что-нибудь более серьезное, чем рацпредложение в пределах своего предприятия.

Объяснений этому феномену может быть три. Вариант первый: конкурсом заняты «эффективные менеджеры», не понимающие, чем двигатель на новых физических принципах отличается от ларька для торговли колготками, и по привычке тупо требующие «родной» бизнес-план. Это плохо, потому что тогда с пафосом создававшееся Агентство стратегических инициатив является очередным заповедником инновационного идиотизма.

Вариант второй, объясняющий дивное сочетание заградительных премий и заградительных условий: Минобороны не хочет получить что-нибудь очевидно перспективное от «сторонних» лиц, ибо победители определены заранее. Столь же показательно в этом смысле своеобразие критериев оценки с гипертрофированным интересом к оформлению финансовых планов, позволяющее при желании зарезать объект с явно более высокими характеристиками. Ставкой, разумеется, является не 40 тысяч, а то, что победившие разработки намечено реализовывать в «железе» с соответствующими бонусами для производителей или/и привлеченной к дальнейшей разработке «перспективной» команды.

Вариант третий: эффективным менеджерам не нравится сама идея краудсорсинга, «ибо чужие здесь не ходят», и по результатам конкурса ее намечено похоронить со стенаниями о том, что «умом Россию не понять, и аршином общим не измерить». Откаты в области военных НИОКР достигают 80%, и очевидно, что распилы будут продолжаться - ни один бюджетный рубль не должен уйти «на сторону».

При этом варианты два и три никак не отменяют того факта, что «ведущее» проект военного краудсорсинга Агентство стратегических инициатив оказалось «профнепригодным». Иными словами, военный краудсорсинг в России довольно бодро движется по пути военного же аутсорсинга, где планируемая экономия закончилась… «Оборонсервисом».

Евгений Пожидаев