Posted 29 ноября 2012,, 12:57

Published 29 ноября 2012,, 12:57

Modified 31 марта, 22:15

Updated 31 марта, 22:15

СМИ: Прокуратура заинтересовалась главой РКК «Энергия»

29 ноября 2012, 12:57

МОСКВА, 29 ноября. По некоторым данным, следователи прокуратуры заинтересовались ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П.Королева» во главе с Виталием Лопотой, пишет «Трибуна». Издание напоминает, что это - «та самая РКК, которой удалось удивить всю страну, чуть не приняв в эксплуатацию ракетные агрегаты, склепанные в самарских гаражах».

В 2008 году ЗАО «Волжское конструкторское бюро ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С. П. Королева» (ВКБ РКК «Энергия», дочернее предприятие ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» в Самаре) получило заказ от головного офиса на изготовление оборудования для ракетно-космических комплексов. В свою очередь, ряд деталей самарское предприятие заказало у ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод им. С. М. Кирова» в рамках гособоронзаказа. Однако в ходе испытаний в 2009–2010 годах оказалось, что детали имеют признаки контрафактной продукции. В результате было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего заместителя генерального конструктора ЗАО ВКБ РКК «Энергия» Михаила Фирстова. По версии следствия, он отдал производство сторонней компании «Энком», которая была аффилирована с его родственниками. Там «буквально в гаражных условиях» были произведены контрафактные блоки для ракет. После этого детали были отправлены на Усть-Катавский вагоностроительный завод, где их промаркировали и выдали за собственную продукцию.

Между тем, у одного из подразделений прокуратуры Московской области появился ряд вопросов к высшему менеджменту «Энергии». В том числе - к самому Лопоте по поводу «взаимодействия» «Энергии» с крупнейшим производителем ракетных двигателей НПО «Энергомаш». Главе РКК предлагается ответить, на каком основании была создана управляющая компания, контролирующая «Энергомаш», кто формировал цену и т.д. Еще один блок вопросов касается проекта «Морской Старт» - структуры доходов, собственности на активы, деятельности ряда компаний (ИК Трансфер, ИК Развитие, ООО Энергия Ложистикс»), а также долгового бремени и кредитных обязательств «Энергии» и «Морского Старта».

Напомним, для участия в проекте «Морской старт» в 1995 году объединились американский «Боинг», российская РКК «Энергия», норвежский «Кварнер» и украинские «Южмаш» и КБ «Южное». В 2009 году «Морской старт» подал заявление о добровольном банкротстве. Сумма долгов, по разным данным, составляла на тот момент от $500 млн до $1 млрд. Кроме того, возникли финансовые претензии между партнерами по проекту: «Боинг» подал на РКК иск о взыскании долга в сумме $112 млн. Сходная задолженность имелась у РКК и перед компанией «Кварнер». В результате процедуры банкротства большая часть долгов была заморожена, а компания реорганизована – вместо нее появилось несколько новых взаимосвязанных компаний. В конце 2010 года проект вновь возглавила «Энергия» - при поддержке государства. «Для возобновления проекта РКК создала структуру, включающую в себя российские компании «Энергия-Оверсиз» и «Энергия-Лоджистикс», их американские клоны с такими же названиями и еще несколько «дочек» в швейцарской, люксембургской и иных благодатных юрисдикциях. А затем – прибегла к масштабным заимствованиям», - писали журналисты «Парламентской газеты».

Объемы кредитов уже достигли $250 млн. Кроме того, существует обязательство дочерней компании РКК «Энергия» - Energia Overseas Ltd. - перед американскими партнерами по предоставлению проекту оборотного капитала еще на $200 млн.

На фоне обвального падения доходов от проектов и роста заимствований, отмечает «Трибуна», российское ракетное ведомство прощает долги коллегам из Украины. По данным портала «Вслух», неоплаченная задолженность «Энергии» перед украинским «Южмашем» за изготовление ракет-носителей по итогам 2012-го составит почти $30 млн. Общая сумма неоплаты включает $6,3 млн за системы управления, $5,44 млн за камеры сгорания двигателей, $2,54 млн за сами двигатели и $15,59 млн за изготовление и сборку ракет-носителей. Этих денег в бюджете РКК нет. В свою очередь, и «Южмаш» задолжал «внучке» РКК – компании Энергия-лоджистикс - более $136 млн.