Posted 4 декабря 2012,, 11:57

Published 4 декабря 2012,, 11:57

Modified 31 марта, 22:11

Updated 31 марта, 22:11

Путин и Эрдоган оставили Сирию за спиной

4 декабря 2012, 11:57
Визит Владимира Путина в Турцию больше запомнился обсуждением проблем здоровья российских президента и главы МИДа, чем конкретными договоренностями по вопросам мировой политики и экономики.

Российский президент прервал затянувшуюся паузу в своих международных визитах и совершил визит в Турцию. Первой же темой для обсуждения в ходе беседы с турецким премьером Реджепом Эрдоганом стала спина Владимира Путина. Однако легко перемахнув через тему своего здоровья, российский лидер успел обсудить с коллегой из Анкары десяток других важных вопросов: поставки газа, размещение на турецкой земле зенитных ракетных комплексов «Пэтриот» и, конечно, ситуацию в Сирии. Переговоры были весьма интенсивными, вдобавок, стало известно, что министр иностранных дел России Сергей Лавров якобы даже сломал руку.

Российские СМИ с серьезным опозданием (по сравнению с турецкими) сообщили о том, что первым вопросом, который обсуждался на встрече в Стамбуле, стало состояние здоровья Владимира Путина. Как утверждает турецкое агентство DHA, после того как руководители двух стран сели (причем турецкий премьер, как сообщает сайт радио «Эхо Москвы», помогал российскому президенту), Эрдоган сразу спросил Путина о его самочувствии. Но тот не стал останавливаться на таких «мелочах», лишь посоветовав турецкому премьеру тоже заняться спортом.

Имел ли в виду Владимир Путин, что Эрдоган недостаточно спортивен, или же он подразумевал, что если бы премьер Турции занимался теми же видами спорта, что и российский президент, то он не задавал бы таких нетактичных вопросов, осталось неизвестным. Вместо того, чтобы обсуждать и дальше эту занимательную тему, руководители двух стран перешли к темам куда более неприятным.

Одной из ключевых оказалась, как и следовало ожидать, проблема Сирии. Позиции России и Турции в этом вопросе, как известно, отличаются радикальным образом.

Москва четко заявляет, что надо оставить режим сирийского президента Башара Асада в покое и добиваться от него лишь проведения полноценных переговоров с оппозицией. Но никак не поддерживать его противников оружием, не вводить санкции или, тем более, не начинать против него прямую военную интервенцию.

В Анкаре, напротив, считают, что гражданская война в Сирии - давно уже не вопрос внутренней сирийской политики, а Башар Асад должен быть как можно скорее смещен. Правда, четко ответа на вопрос о том, что же будет после его ухода, турки не дают. Зато всячески этому уходу способствуют, устраивая стрельбу на сирийско-турецкой границе, а также останавливая и обыскивая иностранные (в том числе, следующие из России) самолеты, направляющиеся в сирийскую столицу Дамаск.

При этом смещение Асада турецкий премьер Реджеп Эрдоган, претендующий на статус единоличного регионального лидера, явно считает не только политической, но и своей личной целью.

Так что на этом фоне нет ничего удивительно в том, что россияне с турками по Сирии не договорились. Владимир Путин на пресс-конференции в Стамбуле по итогам встречи дипломатично сообщил, что страны совершенно одинаково оценивают происходящее в Сирии. То есть, видимо, признают очевидный факт идущей там гражданской войны, однако при этом пока не могут найти общего подхода к урегулированию сирийской проблемы.

Похожим образом ситуация складывалась, видимо, и вокруг темы размещения в Турции зенитных ракетных комплексов «Пэтриот», причем на границе все с той же Сирией.

Путин и Эрдоган наверняка признали, что подобное намерение у официальной Анкары есть. Но в остальном стороны разошлись: турецкий премьер настаивал на том, что эта позиция его страны останется неизменной, и решение сегодня-завтра будет официально принято на встрече глав МИД стран НАТО. Ну а российский лидер безуспешно стращал соседа тем, что такой шаг только ухудшит ситуацию в регионе.

При этом Путин зачем-то попутно уверял, что комплексы эти устаревшие и серьезной угрозы представлять не могут. То есть, по сути, противоречил сам себе, как будто специально подчеркивая слабость своей позиции и неспособность повлиять на решение Турции.

Российскую сторону на этих не слишком результативных переговорах должна было немного утешить энергетика. Экономика, как известно, вполне способна развиваться даже в период осложнения политических отношений. Так что, не договорившись по Сирии, турецкая и российская делегация подписали ряд экономических соглашений.

В частности, «Росатом» официально подтвердил слова Путина о том, что Россия поможет Турции реализовать проект по строительству АЭС «Аккую», в который вложит около $20 млрд. Правда, ждать, что Турция и тут будет спорить было бы странно - кто же отказывается от таких щедрых предложений?

Похожая история вышла и с газом. Турция вроде бы попросила подумать о расширении возможностей газотранспортной системы «Голубой поток», чтобы закупать дополнительно 3 млрд кубометров «голубого топлива». Однако речь если и идет о дополнительных поставках — то на реэкспорт турками в третьи страны. Уже и сегодня, законтрактовав на текущий год 30 млрд кубометров российского газа, турецкая сторона, по признанию министра энергетики России Александра Новака, выберет только 27 млрд.

Не говоря уже о том, что большой победой подобное соглашение о намерениях не назовешь — лучше иметь на руках уже подписанный контракт.

Таким образом переговоры явно не были легкими. Что, возможно, и повлияло негативно на российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, который, по данным турецких СМИ, упал в отеле с лестницы и сломал руку. Так что, начавшись темой здоровья российско-турецкие переговоры ей же и закончились.

Иван Преображенский