Posted 11 декабря 2012,, 14:22

Published 11 декабря 2012,, 14:22

Modified 31 марта, 22:04

Updated 31 марта, 22:04

Власти Германии узнают у жителей, нужна ли им "карательная психиатрия"

11 декабря 2012, 14:22

БЕРЛИН, 11 декабря. Неоднозначная коллизия сложилась в Германии в связи с аспектами лечения психических болезней. Правительство ФРГ в срочном порядке подготовило законопроект, который недавно был представлен на обсуждение бундестага. В соответствии с ним всех душевнобольных или умственно отсталых, которые представляют опасность для себя самих, можно лечить насильно.

Разработчики при этом ввели три условия: опекун с этим согласен, пациенты уже находятся в клинике, и без лечения им может быть нанесен существенный вред, пишет "РГ".

До сих пор в стране действовало неукоснительное правило: даже если кто-то представлял серьезную опасность для окружающих, только суд должен принимать решение о принудительном лечении в психиатрической больнице. Сложнее было с теми психически больными, которые не представляют угрозы обществу, но отказываются принимать медикаменты и лечиться, даже находясь в клинике. Такие пациенты подвергают опасности не только самих себя, но и ставят в неудобное положение врачей, которые по закону обязаны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Если же посмотреть с другой стороны, врачи и опекуны, насильно ставящие капельницы или пичкающие пациентов таблетками, нарушают уголовный кодекс ФРГ и могут быть привлечены по статьям "принуждение" и "нанесение телесных повреждений".

Минюст ФРГ обратил внимание на эту проблему лишь после прецедентного случая, который дошел аж до Федеральной судебной палаты.

Парламент, однако, отказался провести правительственный закон по комиссиям. Взбунтовались представители интересов больных, прежде всего союзы инвалидов и психиатров. Они заметили в новом законопроекте большой прокол: противоречие конвенции ООН о правах инвалидов. Главный ее постулат: "Никаких решений о нас без нас самих". По мнению критиков, надо внести в закон параграфы, регулирующие необходимость запрашивать разрешение пациента или, по крайней мере, представителя его интересов, на лечение.

Поэтому депутаты решили подождать с принятием закона и предоставить его проект на обсуждение общественности.