Posted 21 января 2013,, 12:46

Published 21 января 2013,, 12:46

Modified 31 марта, 21:27

Updated 31 марта, 21:27

Истории успеха появляются каждый день

21 января 2013, 12:46
Домашнее обучение становится все более популярным в США. Американцы убеждаются в том, что дети, получающие знания у себя дома, а не в школе, без проблем находят свое место в жизни, рассказывает профессор Джозеф Мерфи.

Домашнее обучение постепенно становится все более и более популярным в США. Еще далеко не все страны легализовали этот способ образования, однако на международном уровне это движение уже давно обрело свои очертания, обзавелось ассоциациями и адвокатами, которые готовы отстаивать права семей, желающих давать знания собственным детям под своим контролем. О том, как это движение развивалось в Америке, и чем дети, обучающиеся на дому, отличаются от остальных школьников, в интервью «Росбалту» рассказал заместитель декана Колледжа образования им. Пибоди при Университете Вандербильта, профессор Джозеф Мерфи.

- Насколько в США популярно обучение на дому?

- Я позволю себе сказать, что эта форма обучения является крайне популярной и количество семей, которые ее выбирают, постоянно растет. Когда все только начиналось, в середине 1970-х годов, в США было примерно пятнадцать тысяч детей, обучающихся дома. Сегодня их число равно двум миллионам.

- Вы исследовали американские семьи, которые выбирают такую форму обучения. Какие причины двигают ими? Почему они отказываются отдавать своих детей в школы?

- Условно этих людей можно поделить на четыре группы. Первая группа выбирает обучение на дому в связи со своими религиозными убеждениями. Эти люди хотят контролировать то, какие ценности будут усваивать их дети, и для них жизненные ценности напрямую связаны с их религией.

Вторая группа людей – это родители, которые опасаются той социализации, которой их дети будут подвергаться в школе. Как вы понимаете, они считают, что ничего хорошего в этой социализации нет.

Третья группа людей – это родители, которые считают, что таким образом они лучше подготовят своих детей с академической точки зрения. То есть они думают, что школьная программа не сможет дать их детям достаточное количество знаний.

Последняя, самая маленькая группа – это родители, чьи дети не могут ходить в обычные школы, так как посвящают основное время какому-то одному занятию: спорту, танцам. То есть это следствие семейной ситуации, когда дочка готовится стать профессиональной балериной или сын планирует стать профессиональным хоккеистом. Или, например, семьи дипломатов, которые по семейным причинам предпочитают дать детям национальное образование.

Я привел четыре основные причины, по которым родители выбирают обучение на дому для своих детей, но в реальности, конечно, в большинстве случаев это не одна, а несколько причин.

- Обучение на дому – насколько это сложно в сегодняшней Америке?

- Раньше это было очень сложно, в первую очередь, потому что в некоторых штатах это вообще было незаконно. То есть, еще в середине 1970-х родители могли оказаться за решеткой, если бы властям стало известно, что они не хотят отдавать детей в школу, предпочитая занятия дома.

Сейчас все гораздо проще. Конечно, ситуация немного варьируется от штата к штату, но в большинстве случаев нужно просто связаться с местными органами, отвечающими за образование, и сообщить им, что ваш ребенок будет учиться на дому.

- Оказывается ли этим родителям какая-то помощь? Например, в выборе книг для обучения, в приобретении необходимых навыков для качественного преподавания?

- Нет. Сейчас это понемногу меняется, школы стали осознавать, что даже если они не согласны с такого рода решениями, им нужно выстраивать хоть какие-то отношения с семьями, ведущими обучение на дому. Но исторически родители не получали никакой помощи или поддержки, если они решали начать обучение на дому, то на них автоматически ложилась вся ответственность.

Если вы забираете ребенка из школы, то, как и что вы преподаете – это ваше дело. Родители могут приобрести школьную программу, учебники, курсы онлайн, но они сами должны это все организовывать.

- То есть, родитель, если у него нет педагогического образования, должен как бы самостоятельно получить эту профессию для того, чтобы учить своих детей, должен сам разобраться в программе по всем предметам, организовать весь процесс, и т.д.?

- Да, именно так. В США, кстати, в 95% семей обучением на дому занимаются мамы. Женщины доминируют в этой сфере, хотя мужчины тоже порой встречаются.

- Существует ли какая-то степень контроля со стороны государства за процессом обучения на дому? Обязаны ли эти дети сдавать экзамены?

- Ситуация во всех пятидесяти штатах разная. Но в общем можно сказать, что никакого контроля со стороны государства нет. Есть определенные требования, как, например, необходимость зарегистрироваться при местной школе, но ежегодных экзаменов дети, обучающиеся дома, не сдают.

- То есть никто не следит за тем, учит ли родитель своего ребенка вообще чему-либо?

- Именно так.

- Как, пройдя обучение на дому, можно поступить в университет?

- Все университеты давно ввели процедуры поступления для детей, учившихся дома. Это все очень просто, нужно просто заблаговременно начать весь процесс.

- С каким уровнем подготовки дети, прошедшие обучение на дому, приходят в университеты? Обходят ли они своих сверстников или же, наоборот, отстают?

- Пока что было проведено недостаточно исследований, чтобы можно было точно сказать, какое значение имело домашнее обучение для академической успеваемости в университете. Однако можно точно сказать, что дети, учившиеся на дому, без проблем поступают в университеты и во время учебы их показатели такие же, как у сверстников, или даже лучше.

Тем не менее, не было исследований, которые бы выявили, что все дело тут именно в форме обучения, а не в том, что эти дети в принципе всегда хорошо учились, то есть еще на самом старте демонстрировали хорошие способности.

У нас есть данные относительно «конца», когда эти дети поступают в университет, и там они отлично справляются с учебой, но у нас нет данных относительно «начала» и «середины», чтобы мы могли с уверенностью сказать, что дело именно в домашнем обучении. У нас нет данных о том, как эти дети учились все эти годы, нет данных тестов, нет данных о социально-экономических или этнических характеристиках этих семей. В связи с чем, точное взаимоотношение установить пока нельзя.

Но можно точно сказать, что эти дети без проблем поступают в университеты, доучиваются и выпускаются с хорошими оценками.

- А что насчет социальных навыков? Как эти дети общаются с коллективом?

- Здесь примерно такая же ситуация. У нас нет точных данных. Но мы знаем, что все беспокойство насчет обучения на дому, что, мол, эти дети растут вне контактов со сверстниками и потом не смогут общаться с людьми, - все они оказались необоснованными.

- Я читала, что одной из сфер, где у детей с домашним обучением есть определенного рода проблемы – это якобы армия. Что вы скажете по этому поводу?

- Я знаком с этим исследованием и могу сказать, что оно весьма слабое. Это всего лишь одно исследование, которое проводилось определенное время назад, выборка данных очень небольшая. Я бы не стал придавать этим результатам особого внимания, потому что для подобного заявления нужны комплексные исследования.

- Есть ли в США «истории успеха», связанные с достижениями детей, проходящими обучение на дому? Есть ли молодые лидеры – политики, актеры, публичные фигуры – которые бы были на домашнем обучении в детстве?

- Об историях успеха мы узнаем если не каждый день, то каждую неделю точно. Олимпиады по географии, национальные соревнования по правописанию постоянно выигрывают дети, обучающиеся на дому. Газеты регулярно печатают истории, в которых рассказывается о том, что тот или иной ребенок учился дома, а потом поступил в Гарвард или стал, например, преуспевающим врачом.

То есть, американцы сейчас постоянно получают подтверждения того, что дети, находящиеся на домашнем обучении, без проблем находят свое место в жизни и добиваются успеха.

В том, что касается молодых лидеров, то их пока нет. По крайней мере, мне не известно о таких случаях.

Но не нужно забывать, что речь идет об очень молодом движении. Обучению на дому, по сути, всего двадцать лет, и в начале количество детей было весьма небольшим. Так что подавляющее большинство этих детей еще слишком молоды для того, чтобы стать национальными политическими звездами. Но время еще покажет.

Беседовала Юлия Нетесова

Справка «Росбалта». Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции от 29 декабря 2012 г. (№ 273-ФЗ) предусматривает возможность получения в нашей стране домашнего образования (ст.17, п.1), устанавливая, что в РФ оно может быть получено «вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)». При этом в законе указано, что «при выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают» (ст.63, п.5).