Posted 11 февраля 2013,, 15:36

Published 11 февраля 2013,, 15:36

Modified 30 января, 13:53

Updated 30 января, 13:53

Хорошо забытое старое

11 февраля 2013, 15:36
Центризбирком готовит проект закона о новой системе выборов в Госдуму: по партспискам и одномандатным округам. Такой механизм уже существовал в России, но был отменен. Что заставляет власть вернуться к уже подзабытой практике?

Центральная избирательная комиссия РФ готовит проект нового закона о смешанной системе выборов в Госдуму. Предполагается, что избрание будущих законодателей будет проходить не только по партийным спискам, но и по одномандатным округам. Такая система уже существовала в России, но была отменена. Что же заставляет власти вернуться к уже подзабытой практике?

Существует мнение, что речь идет об одной из «уступок», на которые пошла власть под давлением протестного движения. Но политологи не спешат поддерживать такую позицию и отмечают, что возвращение смешанной системы происходит вовсе не в результате народных волнений, а из-за непростых отношений между Кремлем и региональными элитами.

«В одномандатном округе местная элита с легкостью «продвигала» своего человека в парламент. Поэтому в Москве было решено изменить законодательство, ликвидировав смешанную систему голосования. Избрание по спискам намного удобнее для Кремля. Но это не значит, что таким положением дел довольны региональные руководители», - рассказывает политолог Дмитрий Орешкин.

По его мнению, попытка подогнать политическую жизнь под интересы московской власти, встретилась с серьезным сопротивлением региональных руководителей, которые предъявили претензии по поводу собственной недостаточной представительности в главном законодательном органе страны. Именно поэтому Кремль не стал усугублять довольно опасную для себя ситуацию, пошел на аккуратные уступки регионалам и решил вернуть старую систему выборов.

«Идея вернуть одномандатные округа - ни в коем случае не проявление демократизма. Региональные элиты держат политический процесс в своем кулаке еще жестче, чем федеральная власть. Понятно, что «одномандатные» депутаты в большинстве случаев будут представлять не местное население, а местное элитное сообщество», - подчеркивает Орешкин.

Поэтому, по словам политолога, следующая Госдума, скорее всего, станет более представительная с точки зрения интересов местных руководителей, но это не значит, что она станет более представительной с точки зрения интересов населения.

По мнению экспертов, возвращение к старому варианту выборов едва ли можно назвать его повторением. Теперь Кремль попытается максимально урезать избирательные возможности общества. Например, с помощью «муниципальных фильтров», которые позволят отсеять «чужаков».

Заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин предлагает, прежде чем делать выводы, внимательно изучить проект нового закона. Он напоминает, что похожая история уже была: закон о выборах глав регионов тоже поначалу выглядел вполне либерально, но затем, когда в него встроили «муниципальный фильтр», документ во многом утратил свой «демократический» смысл.

«Надо смотреть, на каких основаниях будут допускать к участию в избирательных кампаниях «одномандатников», будет ли какой-то фильтр, для того, чтобы отсечь кандидатов, неугодных власти, не менее важно соотношение тех, кто идет на выборы по спискам и в одиночку», - подчеркнул Макаркин.

Эксперт уточнил, что в случае принятия закона сложится парадоксальная ситуация.

«С одной стороны, «одномандатник» — это человек, принадлежащий к элите - региональной или даже к федеральной. Элита достаточно осторожно относится к оппозиции, пусть даже к умеренной. Поэтому, например, в 2003 году многие беспартийные депутаты благополучно влились в «Единую Россию». Сейчас может делаться ставка на аналогичный вариант», - прогнозирует Алексей Макаркин. По его словам, власть понимает, что добиться двух третей по партийным спискам очень сложно. Теперь она будет добиваться большинства путем одномандатных округов.

«С другой стороны, у «одномандатника» есть реальные избиратели, которые за него голосовали, и интересы которых он должен отстаивать. Они могут его переизбрать или, наоборот, поддержать, в случае конфликтной ситуации. То есть беспартийный депутат куда более независим, чем «списочник», судьба которого целиком и полностью решается партийным руководством, - говорит Макаркин.

Власти будет сложнее с «одиночками», чем с депутатами-«списочниками», полагает эксперт, напоминая, что в ходе выборов в Госдуму в 2003 году Кремль не очень хотел договариваться с «одномандатниками», ему было удобнее работать со «списочниками», которые полностью от него зависели.

«Сейчас придется договариваться, может быть, даже со своими», - подчеркнул Макаркин.

О том, что смешанная система выборов ничего принципиально не решает, «Росбалту» заявил политолог Андрей Пионтковский.

«В любом случае не произойдет главного — не поменяется избирательная система в целом. Никуда не денутся фальсификации при подсчете голосов, останется руководство Центризбиркома, комплектация УИКов будет той же, что и раньше, у независимых кандидатов не станет больше доступа к СМИ. То, что видим — всего лишь маленькие модификации, которые создают ложные поводы для дискуссии, отвлекающей от фундаментальных пороков нашей избирательной системы» - сказал он.

Впрочем, Пионтковский подчеркнул, что теоретически смешанная система выборов более прогрессивна для демократического общества, но вот когда оно появиться в России, предсказать не смог.

Наталья Пуртова