Posted 13 февраля 2013,, 15:55

Published 13 февраля 2013,, 15:55

Modified 30 января, 13:55

Updated 30 января, 13:55

Культуре повысят эффективность

13 февраля 2013, 15:55
Владимир Мединский пообещал Госдуме продвигать инновации, но без радикальных изменений. Впрочем, Минкульт может столкнуться со шквалом критики в связи с намерением передать восстановление памятников культуры в частные руки.

Глава Минкульта Владимир Мединский пообещал привнести в свою деятельность инновации, но обойтись без радикальных изменений в отрасли. Впрочем, уже в ближайшее время его министерство может столкнуться со шквалом критики в своей адрес в связи с намерением передать восстановление памятников культуры в частные руки.

Бывший депутат, а ныне министр культуры Владимир Мединский чувствовал себя в Госдуме в среду, выступая в рамках «правительственного часа», как дома. Общаясь с депутатами по-свойски, министр сумел избежать открытых упреков в свой адрес. Тем более что, как заметил коммунист и режиссер Владимир Бортко, ругать его пока не за что. «Вы были избраны совсем недавно», - заметил главе Минкульта депутат.

Впрочем, как следовало из слов самого Мединского, за полгода его пребывания в новой должности, в культуре уже успели наметиться определенные изменения. Хотя добиться этого, по его словам, было непросто.

«Когда я пришел на эту работу, мне показали портрет Фурцевой в приемной министра и сказали, что, мол, не пугайтесь, если бы она вернулась, то вникла бы во все дела за два дня, потому как с тех пор ничего особо не изменилось», - пошутил министр.

Признав, что отрасль культуры консервативна и любые радикальные изменения в ней требуют осторожности, Мединский, тем не менее, заявил, что она нуждается в инновациях. Само же министерство, по его словам, будет теперь играть роль «управленца», а не «цензора и пропагандиста», как было до сих пор.

В чем будут заключаться инновации, никто из депутатов толком так и не понял. Но всем понравилась работа нового портала «Культура.рф», зайдя на который, по словам главы Минкульта, можно, например, совершить виртуальную экскурсию по музейным экспозициям.

К слову, о музеях. Министр напомнил, что в ведении его ведомства таковых находится не так уж и много, при этом вмешаться в работу большей части российских «сокровищниц» Минкульт напрямую не может. Однако он дал понять, что, с учетом фактического перевода музеев на самоокупаемость, выжить смогут лишь те, кому повезло с эффективными управленцами.

Тем же, кто не пользуется популярностью у посетителей, судя по всему, придется закрыться.

Что же касается полуразрушенных памятников культуры, то решать проблему с ними будут путем их передачи в частные руки. По словам Мединского, соответствующий проект постановления уже находится на стадии окончательного согласования в правительстве РФ.

Выступая за такое решение проблемы, министр отметил, что частники справятся с задачей по восстановлению памятников лучше, чем государство. «Потому что как только государство начинает стройку, она сразу же начинает стоить в два раза дороже - в силу тысячи причин и необязательно злого умысла», - заметил министр.

Частники же восстановят памятник за свои деньги, а потом оформят аренду на 49 лет «за рубль в год».

Вот только как будут решаться вопросы, связанные с сохранением их исторического и культурного облика, Мединский не ответил. И, судя по всему, на эту тему еще предстоят бурные дискуссии, которые однажды уже имели место при обсуждении аналогичного закона в Госдуме.

Пока же в стране нет даже единого реестра памятников культуры. Минкульт заявил, что на эту работу уйдет не один год, а из 700 тыс. памятников, числящихся сегодня на учете у государства, до конца 2013 года записать в реестр удастся максимум 57 тыс.

По мысли Мединского, самоокупаемой и прибыльной, с учетом крайне скудной поддержки государства, должна стать не только культура, но и туризм. С недавних пор эта сфера также отнесена к ведению Минкульта.

И здесь ситуация не менее плачевная, чем в тех же библиотеках или домах культуры в вымирающих селах. Если внутренний туризм в России худо бедно существует и насчитывает до 35 млн человек к год, то с въездным творится полная беда. По словам Мединского, из 25 млн иностранцев, прибывших в Россию в 2012 году, только 10% пришлись на туристов.

Одна из проблем туристического рынка страны - запредельные цены на проживание в гостиницах и скудный сервис. Министр пообещал сделать все возможное для развития мини-отелей и хостелов, а также инициировать налоговые послабления для владельцев отелей, которые решились приблизить их к европейскому уровню.

Еще одно направление - возможные визовые послабления, например, для транзитных туристов, направляющихся через Россию из Азии в Европу.

Мединский долго удивлял депутатов модными словами и смелыми идеями, но они, судя по всему, ждали услышать от него совсем о другом.

Например, о том, как будет решаться вопрос сохранения российских культурных традиций, воспитания «духовных личностей» и самоотверженных патриотов.

«Что творится у нас на телевидении - кровь, жестокость, насилие, издевательство, мат. Жестокость через край льется. Когда это прекратится?», - поинтересовался коммунист Владимир Федоткин.

На это министр ответил, что лучше спросить об этом министерство связи и массовых коммуникаций. «Душой ваши опасения разделяю. Я сам у себя дома почти все телеканалы заблокировал, чтоб дети не смотрели», - признался он.

Почуяв, что дело идет к разговору о «духовных скрепах», Мединский не стал пугать депутатов своими прежними предложением о переносе из Мавзолея тела Ленина. Хотя лидер ЛДПР Владимир Жириновский эту тему все-таки поднял, заявив, что место всем покоящимся у Кремлевской стены «на кладбище в Мытищах».

Ложку дегтя в емкость с медом, с которой пришел к депутатам Мединский, добавила лишь «эсер» Елена Драпеко, которая, в частности, выразила возмущение в связи с передачей Австрии части коллекции Эстерхази. «Мы им коллекцию, они нам - что? Вы открываете очень опасный коридор», - предупредила депутат министра под одобрительные возгласы из зала.

Но Мединский заявил, что Россия должна четко исполнить пункт международного договора, заключенного с Австрией еще советской властью в 50-х годах прошлого века. А вот коллекцию Шнеерсона, га которую претендуют хасиды, министр посоветовал не отдавать. «Иначе это точно откроет ящик Пандоры», - сказал он.

Поставив точку в разговоре с депутатами, министр покинул Госдуму под одобрительные реплики и аплодисменты, которых, кроме президента и премьера, на Охотном ряду в последние годы удостаивался разве что глава Счетной палаты Сергей Степашин.

Елена Земскова