Posted 21 февраля 2013,, 13:54

Published 21 февраля 2013,, 13:54

Modified 31 марта, 20:44

Updated 31 марта, 20:44

Минобороны в поисках врага

21 февраля 2013, 13:54
Реформирование российской армии будет продолжено, при этом один из главных вопросов, на которые должен ответить нынешний глава Минобороны Сергей Шойгу, звучит так: «кто будет считаться в ближайшие годы вероятным противником в локальной войне»?

Реформирование российской армии будет продолжено, при этом один из главных вопросов, на которые должен ответить нынешний глава Минобороны Сергей Шойгу, звучит так: «кто будет считаться в ближайшие годы вероятным противником в локальной войне»?

В то же время, военному ведомству необходимо активно готовиться к ведению так называемых кибервойн и разбираться с тяжелым наследством, доставшимся от предшественников.

К таким выводам пришли участники московского Политклуба «Росбалта», тема которого была определена как «Продолжение военной реформы: будущее российской армии».

Сергей Шойгу, придя в Минобороны, получил значительный кредит доверия и уже частично это доверие оправдал. По словам главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, это произошло, «по крайней мере, в символическом плане».

В свою очередь ответственный редактор еженедельника «Независимое военное обозрение» Виктор Литовкин отметил, что, по его мнению, главная заслуга действующего министра состоит в том, что он «не разрушил наработанное Сердюковым», зато скорректировал «неумные реформы» в области военного образования и медицины.

В то же время, пока со стороны Сергея Шойгу не прозвучало четкого заявления о том, что Минобороны будет следовать в полном объеме курсом, избранным еще Анатолием Сердюковым. Это, очевидно, оставляет действующему министру поле для маневра, а также позволяет дистанцироваться от коррупционного скандала, возникшего в результате расследования деятельности окружения предыдущего главы военного ведомства.

Большинство экспертов полагают, что заниматься Шойгу, в первую очередь, надо не исправлением ошибок предшественника, а выстраиванием стратегической перспективы развития российских вооруженных сил.

Главный вопрос, по мнению участников Политклуба «Росбалта», весьма прост, хотя для того, чтобы ответить на него по существу, потребуется серьезная экспертная работа на уровне министерства. Он формулируется, по мнению сопредседателя Ассоциации военных политологов Василия Белозерова, следующим образом: «Для чего нужна армия»?

Скажем, есть ясность в области сохранения паритета в ядерном оружии с США (который, кстати, по мнению директора Центра общественно-политических исследований Владимира Евсеева вовсе России и не нужен). Как очевидную оценили все эксперты и необходимость готовится к возможному ведению кибервойн. Причем, по мнению Игоря Коротченко, для этого должно быть создано отдельное главное управление в рамках Генштаба.

Однако конечная цель реформирования армии и модернизации ее вооружений так до конца сегодня и не ясны. А ведь от этого зависит, как именно реформировать вооруженные силы и каким оружием и в какие сроки их снабжать.

Например, военный обозреватель радиостанции «Голос России» Илья Крамник сомневается в том, что достройка всех восьми подводных лодок типа «Юрий Долгорукий» необходима именно до 2020 года, как это планируется сегодня. Возможно, часть средств, выделенных на их создание, стоит перераспределить, а сроки сдачи передвинуть, уже хотя бы потому, что ядерная война с США сегодня отнюдь не является главным потенциальным военным конфликтом обозримого будущего.

Более вероятным в ближайшие годы эксперты назвали сценарий обострения ситуации на южных рубежах России после вывода американских военных из Афганистана. В соответствии с этим и следовало бы не только наращивать свой военный потенциал, но и развивать союзнические отношения с региональными партнерами по ОДКБ и другими среднеазиатскими странами.

По мнению Игоря Коротченко, это должен быть, в первую очередь, Казахстан. Однако Владимир Евсеев полагает, что не стоит сбрасывать со счетов и Узбекистан, располагающий весьма серьезными вооруженными силами, даже несмотря на то, что эта республика сегодня не входит в ОДКБ.

Правда, и на одном только Афганистане концентрироваться не стоит, полагает эксперт. Угроз хватает. Это и возможность втягивания России в конфликт в Нагорном Карабахе, если он «разморозится» в ближайшее время, и опасность нанесения Израилем удара по Ирану и, наконец, начинающаяся гонка вооружений в Восточной Азии, от которой российской армии не удастся остаться в стороне.

Исходя из этих и других потенциальных угроз, российскому министерству обороны и следует продолжать корректировать реформирование вооруженных сил. Причем исходить необходимо все же из вполне реальных угроз, адекватно оценивая положение армии сегодня.

При этом важно избегать нецелевого финансирования, возникающего как в результате коррупции, которую в министерстве не удалось изжить, передав все финансовые рычаги от военных к «гражданским», а значит не удастся изжить и при обратной рокировке, так и благодаря спекуляциям на актуальных темах, вроде планов по созданию мифической «противометеоритной» системы ракетной обороны, ценой в десятки миллиардов рублей.

Иван Преображенский