Posted 22 февраля 2013,, 15:15

Published 22 февраля 2013,, 15:15

Modified 31 марта, 20:42

Updated 31 марта, 20:42

Налоговикам разрешат запрашивать в банках информацию о счетах и вкладах физлиц

22 февраля 2013, 15:15
Госдума приняла в первом чтении законопроект, обязывающий банки передавать налоговикам информацию о счетах и вкладах физлиц. Так, информацию, содержащую банковскую тайну, налоговики смогут получить по решению суда еще до возбуждения уголовного дела за неуплату налогов. Между тем думский комитет по бюджету и налогам считает, что предлагаемые изменения ограничивают конституционные права граждан.

МОСКВА, 22 февраля. Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, обязывающий банки передавать налоговикам информацию о счетах и вкладах физлиц. Об этом сообщает корреспондент "Росбалта".

Согласно проекту, информацию, содержащую банковскую тайну, налоговики смогут получить по решению суда еще до возбуждения уголовного дела за неуплату налогов.

В свою очередь, банки будут обязаны передавать в налоговые органы всю информацию об открытии и закрытии гражданами счетов и вкладов, а также об изменении их реквизитов и движении денежных средств.

Против принятия таких поправок выступил думский комитет по бюджету и налогам.

Как отмечается в его заключении, предлагаемые изменения ограничивают конституционные права граждан.

"Указанная информация не может быть использована в процессе взыскания налога с физлиц, поскольку нормами статьи 48 Налогового кодекса такое право налоговым органам не предоставлено. В случае неисполнения налогоплательщиком - физлицом обязанности по уплате налога (сбора, пеней, штрафов) налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании соответствующих сумм, а в рамках судебного производства справки по счетам и вкладам физлиц могут быть выданы кредитными организациями судам в соответствии с действующим законодательством", - говорится в заключении.

Комитет также отмечает, что налоговые органы не наделены правом на приостановление операций по счетам физлиц.

"Неочевидной представляется и реальная возможность использования настоящей информации при проведении налоговыми органами мероприятий налогового контроля. В частности, факт нахождения на счете физлица денежных средств, а также совершение операций со средствами на счете не свидетельствуют о получении налогоплательщиком доходов. Даже если допустить, что определенная часть данной информации может иметь практический интерес для налоговых органов, представляется, что эффект от ее использования будет несопоставим с колоссальными материальными и трудовыми затратами налоговых органов и банков, необходимыми на подготовку, передачу и обработку массивов информации о счетах физлиц", - говорится в заключении.

"Вызывает серьезные опасения вероятность возникновения ситуации, при которой налоговый орган, обладая доступом к информации о счете физлица, получит возможность без каких-либо серьезных оснований требовать у гражданина пояснения по любой произведенной им операции. По своей сути, такие действия могут быть расценены как возложение на налогоплательщика обязанности постоянно доказывать свою добросовестность, что означает фактический отказ от презумпции добросовестности налогоплательщика. При этом возможность избирательного использования данной информации в отношении отдельных физлиц может рассматриваться в качестве коррупциогенного фактора", - указали депутаты.

По их мнению, принятие подобных норм в отношении физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не будучи каким-либо образом продиктовано объективными потребностями налоговых органов, создает дополнительные риски утечки банковской тайны и может привести к необоснованному ограничению прав граждан на сохранение банковской тайны и снижению для них уровня привлекательности хранения свободных денежных средств в банках.

Законопроектом также вводится ряд других новшеств. В частности, предусматривается конфискация доходов, полученных в результате совершения экономических преступлений.

Также вводится уголовная ответственность за незаконное перемещение через границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных в рублях или валюте и дорожных чеков.