Posted 28 февраля 2013,, 21:00

Published 28 февраля 2013,, 21:00

Modified 31 марта, 20:34

Updated 31 марта, 20:34

«Реформе ООН нужен план»

28 февраля 2013, 21:00
Состав постоянных членов Совбеза ООН необходимо расширить за счет Японии, Бразилии и Индии, однако без предоставления им права вето. При этом число непостоянных членов Совбеза увеличивать нецелесообразно, полагает политолог Дэвид Боско.

С 1 марта к Российской Федерации переходит председательство в Совете Безопасности ООН. Вокруг необходимости реформы этого органа, призванного сохранять мир на планете, уже несколько лет ведутся бурные споры. В прошлом месяце в российском МИДе дали понять, что Москва готова поддержать любой проект реформы Совбеза при условии, что эти изменения поддержит большинство стран-членов ООН. О том, что в предложении России изначально заложено сохранение статус-кво, но что реформа неизбежна, в интервью «Росбалту» заявил автор книги, посвященной истории Совбеза ООН - «Пятерка, управляющая всеми», автор журнала Foreign Policy, профессор политологии Дэвид Боско.

- Реформа Совбеза ООН стоит на повестке дня уже очень давно. Почему вдруг появилось заявление России о том, что она согласна поддержать этот процесс? Что изменилось?

- Интересный момент состоит в том, что я считаю, что ничего особенного как раз и не изменилось. Генеральной Ассамблее ООН по-прежнему не удалось достичь компромисса по поводу того, как именно реформировать Совет Безопасности. До тех пор, пока Генассамблея будет расколотой по этому вопросу, любые заявления пяти постоянных членов Совбеза будут выражать абстрактную поддержку абстрактной реформы. Потому что никакого конкретного плана на столе нет.

Для меня значение российского заявления заключается в том, что Россия, таким образом, пыталась сигнализировать четырем другим постоянным членам Совета Безопасности, что она, в принципе, готова поддержать реформу. Это, конечно, дополнительный плюс России, но, поскольку нет никакого реального плана, это не приведет ни к каким подвижкам.

- Россия заявляет, что готова поддержать реформу, но только если предложенный вариант устроит все государства. Не думаете ли вы, что такая поддержка – и не поддержка вовсе, потому что найти вариант, который устроил бы все страны, просто невозможно?

- Да, Россия заявляет, что она поддерживает то, чего никогда не будет. И она не единственная страна с такой позицией в отношении Совета Безопасности. Все пять постоянных членов якобы не против реформы, но они ждут, когда появится конкретный план и никто из них не хочет брать на себя роль лидера в этом процессе. Никто из пятерки не занимается созданием плана реформы Совбеза и его продвижением в рядах ООН.

Как вы знаете, внутри Генассамблеи есть существенный раскол между теми странами, которые являются вероятными кандидатами на постоянное место в Совбезе – так называемые G4 (Бразилия, Япония, Индия и Германия, - «Росбалт»), и остальными странами, у которых нет шансов попасть в «клуб вето» и они хотели бы видеть в первую очередь реформу непостоянного членства в Совбезе. Из разговоров с людьми, работающими в ООН, я знаю, что в настоящий момент в этой области все встало и никаких действий не предпринимается.

- На ваш взгляд, каким образом можно разрубить этот гордиев узел? Если хочется провести 100% демократичное решение, надо получить единогласную поддержку, а это невозможно. Но, может, в такого рода вопросах, нужно действовать по-иному?

- Получить единогласную поддержку не получится никогда. Это слишком высокая планка. Хартия ООН требует две трети голосов Генеральной Ассамблеи. То есть если бы был план, который мог бы получить эти две трети, это стало бы колоссальным прорывом, но я думаю, что до этого еще очень далеко.

- Какова все-таки позиция остальных четырех постоянных членов Совета Безопасности?

- Они все говорили о том, что в той или иной степени поддерживают реформу. Я думаю, что Англия и Франция поддерживают реформу активнее остальных стран отчасти потому, что их волнует легитимность Совбеза в нынешней его форме и легитимность их собственных мест, которую постоянно ставят под вопрос. Их будет проще всего уговорить поддержать реальный план, когда такой появится. Китай, США и Россия же не возражают против того, если эта тема навсегда застрянет в Генеральной Ассамблее. Именно поэтому они не делают ничего, чтобы разблокировать нынешнюю ситуацию.

- Как вы думаете, с чего именно нужно начинать – с реформы постоянных членов, с реформы непостоянных членов или же нужно реформировать все вместе?

- Я считаю, что лучшим решением было бы добавить в состав Совбеза ООН несколько постоянных членов, но лишить их права вето. Я бы добавил Японию, Бразилию и Индию, но без права вето. И я бы не стал добавлять новых непостоянных членов, потому что это чревато слишком большим увеличением количества членов Совбеза. Другими вариантами здесь может быть разрешение повторного участия в качестве непостоянного члена или же увеличение срока непостоянного членства с двух до трех лет. Но я считаю, что существенное увеличение количества членов может перегрузить Совбез и он станет неработающим органом.

- Как вы оцениваете перспективы реформы вообще?

- Я думаю, что реформа рано или поздно произойдет. Скорее всего, это случится в ближайшее десятилетие. Но я не знаю, какой именно будет эта реформа, что именно приведет к прорыву. Вместе с тем, возникла ситуация, когда всем понятно, что что-то надо делать, это ощущение разделяют все. Так что в ближайшие десять или пятнадцать лет реформа Совета Безопасности ООН должна сдвинуться с мертвой точки.

Беседовала Юлия Нетесова