Posted 19 марта 2013,, 15:32

Published 19 марта 2013,, 15:32

Modified 31 марта, 20:13

Updated 31 марта, 20:13

Госдуме прочат однопартийность

19 марта 2013, 15:32
Новый порядок избрания Госдумы может привести к монополии одной политической силы, опасаются в Общественной палате. В связи с этим эксперты предложили ограничить число мандатов для партии, которая победит на выборах.

Законопроект о выборах депутатов Государственной думы, который уже поступил в нижнюю палату российского парламента, во вторник он прошел «обкатку» в Общественной палате РФ.

Напомним, что этот документ предполагает возвращение к действовавшей до 2007 года смешанной избирательной системе, когда половина депутатов Госдумы избиралась по партийным спискам, а другая — по одномандатным округам. Возвращается и действовавший в то время пятипроцентный барьер, преодоление которого на выборах необходимо, чтобы партия прошла в парламент.

Однако еще одного ожидаемого решения – отмены запрета на создание партийных блоков – так и не произошло.

Во время обсуждения законопроекта в ОП многие выступавшие обращали внимание на, что в новом варианте законопроекта предельный размер избирательного фонда кандидата в депутаты, баллотирующегося по одномандатному округу, вырос до 15 млн рублей.

В связи с этим представитель «Справедливой России», первый зампред комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Агеев заявил, что предстоящие в 2016 году выборы в Государственную думу, могут стать состязанием лоббистов крупных компаний.

Что касается заложенной в законопроект нормы, предполагающей выборы депутатов не только по партийным спискам, но и по одномандатным округам, то Агеев говорит, что для развития демократии депутат-одномандатник это, может, и хорошо, «но одномандатные округа проще зачищать от неугодных кандидатов».

Однако в целом «фракция «Справедливой России» в Госдуме поддерживает введение смешанной избирательной системы», - заявил Агеев.

Кроме этого, сказал он, с учетом того, что сейчас появляется много «партий-однодневок», новые партии должны бы заработать право избираться в Думу. В связи с этим Агеев сообщил, что его партия намерена предложить поправку о «необходимости введения фильтра для партий-новичков».

Помимо этого «эсеры», по словам Агеева, учитывая, что в законопроекте нет права создавать избирательные блоки, собираются предложить ограничить представительство одной партии в парламенте 33 процентами мандатов.

Руководство Компартии также не в восторге от нового законопроекта. Об этом на заседании ОП сообщил член ЦК КПРФ, депутат Государственного совета Татарстана Артем Прокофьев.

По его словам, «КПРФ имеет большой набор претензий» к этому документу.

При этом Прокофьев поддержал Агеева, сказав, что благодаря новому закону, «225 мест в Думе, благодаря, в том числе, и введению системы выборов по одномандатным округам, могут оказаться, по сути, в руках одной партии».

«Мы опасаемся, что этот закон приведет к снижению, а не к повышению политической конкуренции», - сказал депутат. По его мнению, «у парламентской и непарламентской оппозиции сформировалось мнение, что этот закон переписывается только для того, чтобы сохранить влияние одной политической силы».

Смешанная пропорционально-мажоритарная система выборов, предлагаемая в законопроекте, «может дать однопартийный парламент», - убежден Прокофьев.

Введение в закон положения об избирательном фонде кандидата до 15 млн. руб. «приведет к соревнованию не личностей, а наличности», - сказал он.

Кроме того, Прокофьев, так же, как и Агеев считает, что «в каком-то виде в законе должен быть барьер для новых партий».

Член Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ) Илья Шаблинский обратил внимание на то, что ограничение пассивного избирательного права граждан, имеющих даже погашенную судимость, может использоваться против оппозиции.

Шаблинский заявил, что запрет на участие в выборах в качестве кандидатов для тех, кто имеет даже погашенную судимость по тяжким статьям, напоминает ему советскую практику возбуждения уголовных дел по статье «хулиганство» в отношении диссидентов.

Сейчас, по его мнению, вместо статьи «хулиганство» с целью расправы над неугодными политиками может использоваться, например, статья «мошенничество».

Шаблинский пояснил корреспонденту «Росбалта», что в некоторых случаях эта статья предполагает наказание свыше пяти лет заключения, что автоматически делает ее «тяжкой», а стало быть, может быть использовано как инструмент по отсечению части представителей оппозиции от участия в выборах в качестве кандидатов на те или иные выборные должности.

Глава СПЧ Михаил Федотов, однако, высказался категорически против идеи введения ограничения на представительство в парламенте партии-победительницы 33 процентами депутатских мандатов. По его мнению, подобная мера ограничила бы права избирателей.

В то же время, как считает Федотов, «нужно подумать над декоммерциализацией избирательной системы». Он напомнил собравшимся, что «в 1989 году, когда в СССР впервые избирали народных депутатов, никаких избирательных фондов не было, однако выборы были честными, чистыми и демократичными, и коммерческой составляющей в них не было».

«Должна быть воля народа, общества, граждан, а не воля денежных мешков», - считает советник президента.

Цель, без сомнения благая. Хотя не очень понятно, как можно вывести избирательную систему из системы товарно-денежных отношений в обществе, где эти отношения пронизывают все сферы? Впрочем, бесспорно, любой реальный шаг в этом направлении был бы благом. Остается надеяться, что такие шаги все-таки будут сделаны.

Александр Желенин