Posted 12 апреля 2013,, 14:26

Published 12 апреля 2013,, 14:26

Modified 31 марта, 19:44

Updated 31 марта, 19:44

Депутаты на тропе запретов

12 апреля 2013, 14:26
Госдума решила не ограничиваться санкциями за мат в СМИ, а распространить их еще и на кино, литературу и зрелищные мероприятия. Тем не менее, под нажимом правительства, парламентарии могут отказаться от идеи не выпускать в прокат фильмы с нецензурщиной.

Не прошло и месяца с подписания президентом закона о запрете на нецензурную брань в СМИ, как Госдума приступила к рассмотрению очередного законопроекта на эту тему. На этот раз депутаты решили очистить великий и могучий от матерных слов в кино, литературе, а также при проведении зрелищных мероприятий, включая спектакли.

Соответствующий законопроект заручился в пятницу в первом чтении поддержкой всех думских фракций. Правда, в отличие от СМИ, нарушителей будущих запретов будут штрафовать не на 200 тыс. рублей, а всего лишь на максимальную сумму до 50 тыс. рублей.

Впрочем, этот дисбаланс может быть устранен уже при доработке проекта ко второму чтению. Тем более, как заметил на заседании один из авторов этого документа, единоросс Станислав Говорухин, в СМИ дела с недопущением мата обстоят «более-менее благополучно».

Говорухин дал понять, что введение запрета на нецензурную брань в СМИ было поспешным, и не упустил случая упрекнуть в этом одного из инициаторов наступления на масс-медиа - вице-спикера Госдумы Сергея Железняка.

«Железняк прекрасно знал, что готовится закон, касающийся всех сфер общественной жизни. Но он решил быть первым и поставил парламент в такое неловкое положение. Все-таки Госдума - это не ипподром», - заметил депутат.

Сам Говорухин признался, что идея запретить мат в кино и литературе у него родилась на одном из последних фестивалей «Кинотавр»: «Показывали довольно приличный фильм, остроумный. И вдруг я услышал такой омерзительный мат и не в качестве фразы, а целый монолог».

Такого мата известный режиссер Говорухин, по его признанию, не слышал никогда - ни во времена своего «барачного детства», ни в геологических экспедициях.

Саму же ситуацию с употреблением нецензурной брани в современном искусстве депутат назвал катастрофической. «Вы скажете, а где же свобода слова? Но нравственное ограничение и есть суть свободы в обществе, и без такой цензуры не живет ни одно уважающее себя государство», - заметил Говорухин.

С этим утверждением отважился поспорить только единоросс Борис Резник. «Я хоть и не апологет матерщины, но меня смущает то, что мы снова пытаемся идти проторенной тропой запретов вместо того, чтобы прокладывать долгий, тернистый путь повышения культуры», - посетовал Резник.

«Ведь отчего люди пьют и ругаются матом? Это субкультура, которая родилась от несовершенства нашей жизни. И даже если мат запретить в кино, он будет жить своей жизнью - без газет и телевидения», - заметил депутат.

Тем не менее, другие депутаты сочли, что без «развода» мата с искусством второе просто не выживет, а его смерть окажется губительной и для самого общества. «Вся культура построена на запретах, но именно они отстаивают базовые нравственные ценности общества», - сказал Говорухин.

Современные книги с матерной бранью депутаты предложили продавать как порнографическую - со знаком «18+» и в целлофановой обертке. А вот всемирно известных классиков русской литературы, не гнушавшихся матерщиной в своих произведениях, трогать не будут. «Уже давно появились слова, которые стали литературными, а в спорных случаях будет действовать экспертиза, порядок которой обозначен в законе о защите детей от вредной информации», - пояснил Говорухин.

Гораздо больше не повезет фильмам с крепким словцом. Таким произведениям, как следует из проекта, будут отказывать в прокатном удостоверении и запрещать называться национальными.

Впрочем, ко второму чтению депутаты могут отказаться от этой идеи под нажимом правительства. В своем отзыве на документ чиновники указали, что нецензурная брань не может считаться основанием для отказа в выдаче удостоверения, если она являлась частью художественного замысла.

При этом в ходе обсуждения так и не была затронута тема существенного противоречия между уже подписанным президентом законом, и тем, что сейчас находится на рассмотрении. Первый устанавливает штрафы за мат в СМИ в четыре раза более высокие, чем второй. Как будут выходить из этой правовой коллизии депутаты пока не ясно.

Елена Земскова