Posted 16 апреля 2013,, 15:09

Published 16 апреля 2013,, 15:09

Modified 31 марта, 19:40

Updated 31 марта, 19:40

Визы как вызов

16 апреля 2013, 15:09
Российская власть показывает, что слышит запрос на изменение миграционной политики. При этом наиболее радикально звучат требования ввести визовый режим со странами Средней Азии. Эксперты признают, что проблема есть, но пока не видят способа ее решения.

В российском обществе все громче звучат требования «навести порядок» в миграционной сфере. Если активистов, публично призывающих закрыть границы России для гастарбайтеров, не так много (воскресные митинги националистов в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде и Пскове с требованием ввести визовый режим со странами Средней Азии, нельзя назвать многолюдными), то тех, кто испытывает к мигрантам молчаливое неодобрение или даже неприязнь, куда больше.

Как показывают опросы, меры, направленные на то, чтобы снизить число приезжих на улицах российских городов, приветствовала бы большая часть населения.

Власть демонстрирует, что слышит этих людей и в последнее время все активнее пытается показать, что она отнюдь не пускает эту тему на самотек и, что называется, «держит руку на пульсе».

Выступая в декабре 2012 года с посланием к Федеральному Собранию, президент России Владимир Путин сделал программное заявление о том, что после 2015 года наша страна перестанет пускать к себе приезжих из стран СНГ по их внутренним паспортам.

«В таких условиях, когда въезжают граждане других стран по внутренним паспортам, обеспечить эффективный миграционный контроль практически невозможно. Считаю, что не позднее чем в 2015 году въезд в Россию должен быть разрешён исключительно по заграничным, а не внутренним паспортам других стран», - заявил тогда Путин.

В последние дни наибольшую активность на «миграционном фронте» развил вице-премьер Дмитрий Рогозин. В понедельник он, вместе с главным санитарным врачом России Геннадием Онищенко, поделился крайне неприятными впечатлениями по итогам санитарно-гигиенической инспекции поезда Душанбе-Москва. И если первоначальные сообщения о необходимости чуть ли не вообще прекратить железнодорожное сообщение с Таджикистаном были затем опровергнуты, то слова «с этим надо что-то делать» и «мы не проходной двор» прозвучали вполне отчетливо.

Тут стоит отметить, что Рогозин здесь действует, скорее, в амплуа публичного политика, а не заместителя председателя правительства Российской Федерации. Ведь это именно возглавляемая Рогозиным партия «Родина» в 2005 году была с громким скандалом в последний момент снята с выборов в Мосгордуму. Это произошло после появления агитационного ролика с призывами «очистить Москву от мусора», где под «мусором» недвусмысленно подразумевались мигранты.

При этом, как заявил «Росбалту» эксперт российского Института стратегических исследований Аждар Куртов, трудовая миграция из Средней Азии в Россию не входит в компетенцию Рогозина, как вице-премьера. «Рогозин имеет отношение к военным объектам Российской Федерации в Таджикистане, вокруг которых таджики устраивают торг, а также к поставкам в эту страну продукции военно-технического назначения, однако это не означает, что ему кто-то дал карт-бланш на все остальное, в том числе, и на курирование вопросов миграции», - заметил Куртов.

Понятно, что, семь с лишним лет назад решение снять «Родину» с выборов лишь за один «горячий» ролик принималось с отмашки Кремля, который всеми силами стремился сохранить межнациональный мир. Теперь же, судя по словам Путина и Рогозина (который, конечно, отдает себе отчет, что свои заявления он делает, находясь на госслужбе), тема миграции больше не является «священной коровой» и, минимум, подлежит обсуждению.

Если с загранпаспортами вопрос, как видно, уже решен, то с куда более радикальным требованием ввести визы для граждан Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, все далеко не так просто.

Такое решение «поставит крест на СНГ, как геополитической реальности», - заявил корреспонденту «Росбалта» политолог и депутат Госдумы Вячеслав Никонов.

По его словам, проницаемость границ – обязательное условие для существования единого пространства: «Европейский Союз, если бы там ввели визы, никогда бы не состоялся. Как раз общемировая тенденция – к свободе перемещения. Тем более, когда мы создаем единое экономическое пространство и ЕвразЭС».

Никонов отметил, что, если дело действительно дойдет до введения виз, то те страны СНГ, которых он коснется, непременно введут аналогичный визовый режим для российских граждан.

Идеальным вариантом решения вопроса с регулированием въезда и выезда для России стало бы введение единого заграничного паспорта для всех стран СНГ. Такое мнение «Росбалту» высказал ответственный секретарь общественно-консультативного совета при управлении Федеральной миграционной службе по Москве Юрий Московский.

«Это можно было сделать уже давно, когда все это единое пространство только создавалось. Сейчас, конечно, потребуется замена паспортов, это растянется на несколько лет. Но, в принципе, к этому должны прийти, хотя бы, для начала, в рамках Таможенного союза», - считает эксперт.

Как будут развиваться события в реальности, Юрий Московский предсказывать не берется. Однако он не исключает, что через несколько лет России все же придется ввести визовый режим с теми странами СНГ, с которыми у нее окажутся не лучшие отношения, подобно тому, как уже существует визовый режим с Грузией, Туркменией и Прибалтикой.

Сам же эксперт при этом не считает визовый режим лучшим вариантом. По его мнению, визы лишь на время снизили бы поток трудовых мигрантов, после чего он возобновился бы в прежнем объеме.

Реальной задачей, как отметил Московский, является улучшение контроля на границах в целях улучшения эпидемиологической обстановки, борьбы с наркотрафиком и недопущениях въезда в нашу страну тех граждан других государств, которые ранее нарушали российское законодательство. Все это, по его уверению, можно сделать при уже существующей законодательной базе.

Комментируя по просьбе «Росбалта» сложившуюся ситуацию, заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин признал, что Россия «утратила контроль за движением миграционных потоков».

«Речь ведь идет о чем: к сожалению, мы, будем говорить прямо, не очень доверяем паспортной службе некоторых стран Центральной Азии. Потому что там человек, депортированный из России, делает себе новый паспорт на новое имя», - отметил он.

«Введение загранпаспортов – это промежуточная мера, и если она не поможет, уже можно будет перейти к введению с некоторыми странами виз, по крайней мере, рабочих (туристом можешь ехать). Возможно, на этот шаг можно было бы и не идти, если бы так не запустили ситуацию. В первую очередь, из-за того, что долгое время не было серьезного контроля за действиями связки наших предпринимателей с нашими чиновниками: они хотят продолжать платить копейки и держать людей в свинарниках», - сказал Жарихин.

Введение визового режима со странами Средней Азии это достаточно сложная проблема, не имеющая однозначного решения, говорит эксперт Аждар Куртов. При этом он, однако, напомнил, что нынешний президент России пришел к своему переизбранию во многом «на волне идей о создании Евразийского экономического союза, то есть, попытки по-новому стянуть постсоветское пространство».

Введение визового режима, полагает Куртов, это «продолжение той политики, которая велась в 1990-е годы, когда интеграционные скрепы между бывшими союзными республиками не укрепляли, а последовательно ликвидировали». «Если вы вводите визы, то эта мера противоположна интеграционным усилиям», - считает эксперт.

В свою очередь заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин согласен с тем, что запрос в российском обществе на введение виз со странами Средней Азии имеется. Однако, добавляет он, этот запрос в значительной степени искусственно педалируется теми силами, которые желают «торпедировать процесс выстраивания некоего нового мирового экономического центра в Евразии, каковым в Кремле мыслится Евразийский союз».

По словам эксперта, его удивляет, что в антимигрантской риторике консолидируются разные политические силы – от ультранационалистов до ультралибералов. «И те, и другие говорят о необходимости создания «железного занавеса» с тем, чтобы отгородиться от Средней Азии, как будто это технически реализуемо», - отмечает Грозин.

«Опыт США показывает, что если рядом с вами имеется нищий сосед, который за гроши готов работать на сопредельной территории, он обойдет любые кордоны и все равно просочится в страну, после чего придется поступать как президент Обама – пытаться легализовать эти миллионы непонятно как проживающих в стране людей», - говорит Грозин.

Стоит привести и еще один взгляд на проблему – чисто экономический. Из данных, которые публикуют российский Центробанк и Федеральная миграционная служба, видно, что мигранты производят на территории нашей страны товаров и услуг на сумму, в несколько раз большую, чем та, которую составляют деньги, высылаемые ими на родину.

Так, в 2011 году мигранты из всех стран СНГ отправили домой из России $16,7 млрд, а лишь за восемь месяцев того же года произвели продукции на два триллиона рублей (примерно $63,7 млрд).

Как бы то ни было, а отличие от экспертов, читали «Росбалта» куда более единодушны в своей позиции по данной проблеме. Опрос, проведенный на нашем сайте в конце февраля, когда с предложением ввести визовый режим со странами Средней Азии неожиданно для многих выступил Координационный совет российской оппозиции, показал, что 73 процента респондентов поддерживают такой шаг.

Учитывая, что против выступили 22 процента, а неопределившихся оказалось лишь 4 процента, можно сделать вывод, что преобладающая часть российского общества настоятельно требует мер по изменению миграционной политики в стране.

Можно предположить, что под таким давлением «снизу», российским властям, скорее всего, все же придется идти на какие-то шаги по удовлетворению этого общественного запроса, даже если значительная часть чиновников и экспертов придерживаются противоположных ценностей.

Леонид Смирнов, Евгений Евдокимов