Posted 18 апреля 2013,, 21:01

Published 18 апреля 2013,, 21:01

Modified 31 марта, 19:37

Updated 31 марта, 19:37

Защита от диссертаций

18 апреля 2013, 21:01
Скандал с «липовыми» учеными степенями чиновников, поднятый оппозицией, заставил Минобрнауки разработать план коренной реформы всей этой системы, призванный создать барьер, преграждающий путь недобросовестным научным работам.

Скандал с фальшивыми диссертациями государственных чиновников, поднятый оппозицией, постепенно переходит в стадию разработки планов по реформированию сложившейся в России системы присуждения ученых степеней.

До сего дня, если опустить излишние подробности, эта система заключалась в том, что кандидатские и докторские диссертации у нас защищались в вузах и научных учреждениях, но ученая степень присуждалась только после того, как научный труд проходил утверждение в Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Минобрнауки.

Было бы слишком смелым обобщением утверждать, что эта система, сложившаяся еще в Советском Союзе, и в доперестроечные времена работала без сбоев. И тогда хватало совершенно никчемных, проходных диссертаций. И тогда имели место случаи плагиата. Однако то, что происходило в последние двадцать лет в этой сфере, иначе как вакханалией халтуры, плагиата и фальшивок назвать невозможно.

Коммерциализация всех сфер нашей жизни, имеющая место последние 20 с лишним лет, не могла обойти и сферу присуждения научных степеней.

Достаточно сказать, что сегодня публикация одной статьи в научном журнале (наличие нескольких таких статей в активе аспиранта или докторанта - обязательное требование для соискателя ученой степени) стоит (в зависимости от аппетитов редакции того или иного журнала) от 30 тыс. до 140 тыс. рублей.

Возникает вопрос, кто может без ущерба для своего бюджета заплатить такие деньги? Об одном из таких «ученых» на встрече с журналистами рассказал председатель ВАК Владимир Филиппов.

По его словам, некий бизнесмен, после защиты «своей» диссертации, ничуть не скрываясь, представил научной общественности двух человек, которые, собственно, ее и написали. «Вы же понимаете, - простодушно объяснил он, - я - человек деловой, у меня бизнес, мне диссертации писать некогда».

На вопрос корреспондента «Росбалта» будет ли пересмотрен результат этой защиты, Владимир Филиппов сказал категорическое «нет». Он объяснил это тем, что история произошла несколько лет назад, а ныне действующий срок давности в таких случаях — три года. Правда, пообещал Филиппов, этот срок давности сейчас пересматривается и вскоре будет, как и раньше — 10 лет.

То есть, выходит, будет получаться так: если вы «слизали» диссертацию или за вас ее написал кто-то другой 9 лет назад, то вы - плагиатчик, мошенник и, в общем, неприличный человек, который, может быть, даже пойдет под суд. А если вы сделали то же самое 11 лет назад, то вы — уважаемый член научного сообщества...

Однако вернемся к планам реформирования этой сферы.

Нынешняя реформа системы аттестации научных кадров будет состоять еще и в том, что теперь ведущим научным учреждениям и вузам страны будет предоставляться право самим присуждать ученые степени. Больше того, по словам Филиппова, в порядке эксперимента эта система будет вводиться в России уже в следующем, 2014 году.

Филиппов заявил, что главам ведущих научных учреждений и ректорам вузов «без всякого ВАКа» со следующего года будет предоставлено «право самим присваивать степени кандидатов и докторов наук».

Отвечать же за качество защищаемых в их стенах диссертаций вузы и учреждения науки будут своей репутацией.

По большому счету, принципиально это мало что может изменить в контроле за качеством научных работ. Дело в том, что, по факту, и в советские времена, и в нынешние основная защита диссертации всегда была на кафедре вуза или в НИИ. ВАК и тогда, и сейчас, в основном «проштамповывал» решение диссертационного совета университета или научного института.

Так что передача функций ВАКа диссертационным советам НИИ и вузов просто юридически закрепит давно сложившееся статус-кво в этой сфере.

Неким новаторством выглядит другое предложение Минобразования. Заместитель министра образования и науки РФ Игорь Федюкин на той же встрече с журналистами сообщил, что в некоторых отраслях науки и производства в ближайшее время могут появиться новые ученые звания. Например, такие, как «доктор педагогики» или «доктор управления бизнесом».

Как уточнил Владимир Филиппов, не «доктор педагогических наук», а именно «доктор педагогики». Глава ВАК всячески поддерживает своего коллегу в этой идее. По его словам, присуждать такие степени смогут не только традиционные диссертационные советы вузов и научных учреждений, но и так называемые «профессиональные сообщества».

Не очень пока, правда, понятно, что это за «профессиональные сообщества» и по каким критериям их будут подбирать.

Что касается степени «доктор управления бизнесом», то чиновникам тут все, кажется, ясно. Выступавшие, похоже, уже сошлись во мнении, что такой «профсоюз крупного бизнеса», как РСПП, для этих целей подходит как нельзя лучше.

Что до других сфер деятельности, то тут вопрос пока открытый. Федюкин сказал, что критерии отбора сейчас усиленно разрабатываются.

По мнению Филиппова, для получения звания доктор чего либо (не наук) не обязательно будет защищать традиционную диссертацию по сложившимся в науке традиционным правилам. Достаточно будет большого практического опыта в той или иной отрасли человеческой деятельности, чтобы «профессиональное сообщество» могло присудить такому профессионалу степень доктора, считает он.

Глава ВАКа при этом сослался на опыт западных стран, где такая практика применяется уже давно.

В качестве отечественного примера, он привел опыт гремевшего на весь СССР в 1980-годы советского педагога-новатора Виктора Шаталова, с его выдающимися результатами и уникальными наработками в сфере школьного преподавания. Шаталов, по словам Филиппова, «и не собирался защищать никаких диссертаций».

ВАК же, по словам Федюкина, в этой системе не исчезнет совсем, однако его роль будет сведена к отбору научных учреждений и вузов, которым будет предоставлено право присуждения степени кандидата или доктора наук, а также к тому, чтобы «совместно с министерством образования и науки вести мониторинг их деятельности, смотреть какие научные результаты дают эти учреждения и их диссертационные советы».

Помимо этого, отметил чиновник, у ВАКа останется право «в случае каких-то сигналов вмешиваться, осуществляя инспекционный надзор».

Но главное, сообщил Филиппов, цитируя слова премьера Дмитрия Медведева, «защищать диссертации будет трудно». При этом, как уточнил Федюкин, «защищать диссертации должно быть трудно на научном уровне, а не на уровне бюрократических процедур, через которые нам всем приходилось проходить, и которые надо максимально упростить».

Александр Желенин