Posted 20 июня 2013,, 13:44

Published 20 июня 2013,, 13:44

Modified 31 марта, 18:35

Updated 31 марта, 18:35

ФСБ прогонят из Черногории вместе с Дерипаской?

20 июня 2013, 13:44
Руководство Черногории определилось с судьбой одного из главных столпов своей экономики – Подгоричского алюминиевого комбината. Министерство финансов страны запустило процедуру его банкротства.

На днях руководство Черногории после долгих метаний, наконец, определилось с судьбой одного из главных столпов своей экономики – Подгоричского алюминиевого комбината (КАП). Министерство финансов страны запустило процедуру его банкротства. Это сообщение, без преувеличения, стало взрывом атомной бомбы для нескольких тысяч рабочих черногорского предприятия, которые оказались перед мрачной перспективой вообще быть выброшенными на улицу, и полной неожиданностью, судя по заявлению, для российской En+, которая входит в компанию «Базовый элемент» алюминиевого магната Олега Дерипаски.

Но сначала – немного из истории вопроса. Напомню, что Олег Дерипаска получил право на покупку государственного комбината в Подгорице в 2005 г. на международном тендере. По некоторым данным, контрольный пакет акций в 65,4% обошелся «Базовому элементу» в 54 млн евро – это сам рудник и производство. Еще около 90 млн евро пришлось потратить на погашение кредиторской задолженности бывших хозяев. Итого - 144 млн евро.

Проблемы с новым приобретением начались у Дерипаски еще до начала мирового экономического кризиса. В начале 2008 г. комбинат едва не остановился из-за угрозы забастовки рабочих, которые требовали повышения заработной платы на 30%. Забастовочный комитет также не устраивала программа реструктуризации завода. Но тогда владельцу и управляющим комбинатом удалось найти общий язык с рабочими, и забастовка была отменена. Однако после этого компания обратилась во Франкфуртский арбитражный суд (Германия) с иском к правительству Черногории о возмещении ущерба в размере 300 млн евро. Заметим, что эта сумма более чем в два раза превосходит уплаченную «Базэлом» цену за комбинат.

О каком ущербе речь? В иске утверждалось, что черногорское правительство ввело российскую компанию в заблуждение относительно стоимости активов предприятия. Менеджмент Центрально-Европейской алюминиевой компании (ЦЕАК), входящей в «Базовый элемент», заявил, что ему были предоставлены недостоверные сведения о производстве и стоимости алюминиевого комбината.

Правительство Черногории по поводу всей этой истории выдвинуло свою версию. Россияне, мол, обратились в суд с одной целью — использовать иск для усиления переговорной позиции по цене электроэнергии для комбината. Дело в том, что при заключении сделки купли-продажи предприятия была достигнута договоренность, что правительство Черногории в течение года будет субсидировать российской компании оплату 60% необходимой для работы комбината электроэнергии. С 2007 г. размер государственной помощи бизнесу Олега Дерипаски должен был сократиться до 50%. А после 2010-го комбинат должен был перейти на оплату электроэнергии по рыночным ценам. В ответ на иск черногорские власти предъявили обвинения в невыполнении инвестиционных обязательств.

Однако усиливающийся кризис, невыплаты зарплат и бастующие рабочие с поддерживающими их профсоюзами заставили обе воинственно настроенные стороны искать компромисс, чтобы избежать банкротства предприятия. Тогда En+ Group в ответ на уступки правительства (в частности, по ценам на электроэнергию, сокращению работающих) передала ему часть акций КАПа и бокситового рудника в Никшиче. В результате доля компании Дерипаски в уставном капитале снизилась до 29,36% , столько же стало принадлежать правительству Черногории. Остальная часть, как это следует из диаграммы на сайте комбината, – некоторым другим компаниям и неизвестным общественности физическим лицам.

Но, как говорится, недолго музыка играла. Несмотря на титанические усилия обеих сторон, финансы Алюминиевого комбината в Подгорице все так же пели романсы. На начало прошлого года задолженность комбината, по сообщениям местной печати, оценивалась в 350 млн евро. При этом - порядка 130 млн евро из них были взяты в кредит под гарантии правительства. Пытаясь найти выход из положения, черногорцы ничего лучшего не придумали, как заявить устами тогдашнего министра экономики Владимира Каварича, что правительство готово выкупить долю En+ в комбинате за… 1 евро. Подтекст таков: реанимация производства после хозяйничанья на нем компании Дерипаски потребует больших государственных дотаций.

Ответ не заставил себя ждать. Тогдашний глава совета директоров КАПа Алексей Кузнецов обратился к властям Черногории с довольно эмоциональным письмом. В нем он утверждает, что «мы вложили в КАП и бокситовый рудник Никшича с 2005 года более 200 млн евро». Замечу при этом, что противоположная сторона и местные СМИ оперируют цифрой всего в 25-30 млн евро, упрекая «Базэл» в невыполнении условий договора.

Однако, пишет Кузнецов, «люди, которые говорят, что мы инвестировали только 30 млн евро, пытаются скрыть правду из-за специфичности записей условий финансового учета. Эти термины имеют специальные правила применения и фиксирования. Очень часто непосвященным людям трудно понять». Алексей Кузнецов, по сообщениям русскоязычных сайтов в Черногории, собирался выступить с разъяснением ситуации на КАПе в Скупщине (парламенте) Черногории, однако ему это не удалось.

И вот – финал. Как заявляет компания En+ Group, министерство финансов Черногории, не уведомив ее как крупного акционера, а также - менеджмент завода, обратилось в Арбитражный суд Подгорицы с иском о банкротстве комбината. Основанием для этого стал его долг перед министерством в размере 24,4 млн евро, который образовался в результате выплаты такой суммы весной прошлого года по государственной гарантии из бюджета Черногории одному из кредиторов - Дойче банку. Слушание по иску назначено на 16 июля 2013 г.

В своем заявлении компания En+ рассказывает (в который раз) о том, какое значение имеет этот комбинат не только для нее самой (она может лишиться такого важного объекта в удачном, с точки зрения логистики, месте в Европе), но также и для Черногории – ведь это более 51% всего ее экспорта и 15% ВВП страны. Компания заявляет решимость в случае банкротства отстаивать свои активы и требовать долги всеми законными способами. (Долг KAПа перед ней, по заявлению En+, составляет 91,6 млн евро.)

Не питая иллюзий насчет честности и обязательности черногорских партнеров, аналитики в этой ситуации имеют немало вопросов к российским собственникам КАПа. Особенно – после нашумевшего в Интернете письма бывшего главы совета директоров комбината Алексея Кузнецова. Если, как утверждает он, российская компания вложила столь значительную сумму денег в производство, однако из-за особенностей учета они нигде не показываются, то отчего En+ многие годы «разборок» с партнерами молчала, скрывая, выходит, это от общественности? Однако, с другой стороны, автор не указывает, сколько КАП получил субсидий от правительства Черногории – имеется в виду льготная продажа электроэнергии. (На этот мой еще в 2009 г. письменный вопрос компания En+ уклонилась от ответа.)

Интересна, если не сказать - странна, и сама история с этим письмом бывшего главы совета директоров. Мне не удалось найти его ни на одном официальном сайте - ни компании En+, ни «Базэла», ни самого КАПа. Опубликовали его какие-то сторонние сайты, прежде всего, русскоязычные черногорские, видимо, одни - по дружбе, другие – из интереса. Один из них выложил даже это письмо в оригинале – на сербском.

Возникает также вопрос: если все правильно в обращении Кузнецова, обличающего черногорских партнеров в нечестности и подлоге (или мошенничестве, махинациях с цифрами), то почему после этого сам г-н Кузнецов был освобожден от занимаемой высокой должности и низведен в ранг простого члена совета директоров, как об этом сообщается в английской версии сайта КАПа? Почему в черногорской его версии и вообще пишется, что Кузнецов – «член совета директоров (в отставке)»? И отчего нет русской версии сайта – притом что почти треть КАПа принадлежит россиянам?

Еще более странный, если не сказать триллерный, оттенок всей этой истории придала черногорская пресса. В одной из самых читаемых оппозиционных газет «Дан» («День») 5 марта прошлого года вышла статья под громким названием: «НАТО потребовало изгнать ФСБ из КАП». В ней лидер движения «За перемены» Небойша Медоевич объявил Алексея Кузнецова российским разведчиком и главой ФСБ в Черногории. При этом он сослался на черногорские спецслужбы.

«Эти данные, - рассказал он читателям, - я получил от своих источников из АНБ (Агентства национальной безопасности – А.Я.) и полиции. От них я и раньше получал информацию о деятельности российских разведслужб… На основании этих проверенных данных я публично обличил политические коррупционные связи верхушки черногорского режима с отдельными лицами из российских разведывательно-олигархических и преступных структур. Возникновение «Бемакс» (фирмы – А.Я.) и приобретение машин стоимостью десятки миллионов евро, строительство свыше 130 тыс. кв. м жилых и деловых объектов на Адриатическом побережье и беспрепятственный отмыв денег российских олигархов и преступников через черногорские банки - все это указывает на существование четкого политического намерения режима развивать разведывательные отношения с Россией... Это означает, что его (Кузнецова – А.Я.) действительная роль выявлена, и что он вскоре будет отозван. (…) Владельцы КАП вложили 300 млн в своих друзей, близких к верхушке режима. (…) Наверное, сейчас и Кузнецову ясно, что они допустили большую ошибку…»

В другой стране подобные высказывания означали бы, скорее всего, громкий международный скандал. Россия же это «не заметила» или тихо спустила на тормозах. Во всяком случае, в нашей прессе об этом «конфузе» почти не сообщалось, так же как о каких-то официальных протестах.

Ничего не сообщается о письме и о ситуации с КАПом, не говоря уже о возне вокруг уже бывшего главы его совета директоров и «разведчика» Кузнецова, и на сайте компании En+. Последние новости, касающиеся этого гнойника на теле «Базэла», датированы 27 октября 2010 г. А вообще за более чем половину нынешнего года выложено всего-то три новости о компании, где работает более 100 000 человек по всему миру - последняя от 9 апреля с.г.

«Росбалт» в интересах своих читателей внимательно отслеживает движения большого российского бизнеса – в стране и за ее рубежами. Империя Олега Дерипаски – не исключение. При этом, отмечу, несколько лет назад, когда мне приходилось писать о пике противостояния между черногорскими рабочими и российским руководством КАПа, именно от компании En+ мы получили совет больше обращаться к ней как к источнику информации. Тогда я, вдохновленная такой перспективой, направила уважаемому автору письма Андрею Петрушинину (он представился как «я работаю на En+») свой список вопросов. Видимо, часть из них оказалась неудобной (например, какой размер составили субсидии правительства Черногории КАПу по электричеству, сколько времени не выплачиваются зарплаты работягам и сколько из них будет уволено), однако ответа на них так и не получила. Повторный запрос вернулся от него с пометкой «спам». Видимо, г-н Петрушинин заблокировал электронный адрес назойливого обозревателя на своем девайсе.

Судя по кампании, развернувшейся в балканских СМИ в отношении сегодняшней ситуации вокруг КАПа (вплоть до шпионской версии), вина за банкротство которого сваливается на россиян (а МВФ призывает и вовсе закрыть комбинат), алюминиевый магнат Олег Дерипаска проигрывает здесь не только финансовую, но также и информационную битву. Хотя, может, и сказать-то на самом деле нечего?

Алла Ярошинская