Posted 24 июня 2013,, 10:40

Published 24 июня 2013,, 10:40

Modified 31 марта, 18:32

Updated 31 марта, 18:32

Путин и коррупция: новый сезон

24 июня 2013, 10:40
Дмитрий Травин
Государственных ресурсов на всех не хватает. Те, кто утратил президентскую любовь, вынуждены поджиматься в расходах. А те, кто ее сохранил, строят гигантские планы по освоению денежных средств. Яркий пример – деятельность РЖД во главе с Владимиром Якуниным.

Действительно ли Владимир Якунин чуть не потерял должность главы РЖД? Что происходит с безвластным премьером Дмитрием Медведевым? Почему в Минобороны времен Анатолия Сердюкова внезапно обнаружилось столько серьезных злоупотреблений? Зачем вдруг понадобилась высокоскоростная железнодорожная магистраль от Москвы до Казани? На каждый из этих вопросов по отдельности ответить довольно трудно. Но стоит предположить, что они связаны между собой, как сразу же многое проясняется. Попробуем проследить логику в этой информационной каше.

В двух недавних статьях я высказал предположение о том, что представляет собой антикоррупционная деятельность, которая столь интенсивно осуществляется с осени прошлого года, т.е. с момента появления «дела Сердюкова». Если кратко суммировать, то гипотеза выглядит следующим образом. Различные влиятельные группировки вступили в ожесточенную битву за ресурсы. Раньше Путин пресекал соперничество, или, по крайней мере, старался снизить его накал. Теперь же он наоборот заинтересован в интенсификации борьбы группировок, поскольку у Кремля нет иного способа хоть как-то притормозить коррупцию. Слабый проигрывает, отправляется на нары и, значит, перестает потрошить госбюджет. Сильный, естественно, продолжает этим заниматься и дальше, но общий объем хищений все же не превышает разумные пределы. Или, точнее, власти надеются, что не превысит.

Факты, ставшие известными в последнее время, довольно четко укладываются в эту теорию. Причем чем дальше развиваются события, тем больше мы видим признаков интенсивной борьбы за контроль над госресурсами.

Начало нашей истории восходит к событиям 2011 г., когда президент Медведев принял вдруг решение выделить 20 трлн рублей на военные цели в течение 10 лет. Наверное, с помощью столь неумеренной щедрости он намеревался приобрести политическую поддержку представителей армии и ВПК. Однако сейчас его мотивы уже не слишком для нас интересны - Медведев не сумел удержаться на президентском посту и покатился под гору. Важнее другое: решение о резком перекосе бюджета в сторону военных было бесспорным успехом одной из влиятельных лоббирующих группировок, нашедших путь к сердцу тогдашнего главы государства.

Стремление получить бюджетные триллионы было беспрецедентным по дерзости. Чтобы понять, как это воспринималось в компетентных экономических кругах, достаточно упомянуть отставку министра финансов Алексея Кудрина. Он заявил, что, во-первых, не желает работать именно в правительстве Медведева, с которым имеет серьезные разногласия, а, во-вторых, считает непосильной для экономики тратой такие большие расходы на ВПК. Однако тогда военное лобби восторжествовало.

Но уже вскоре после того, как на президентский пост вернулся Путин, именно по эти лоббистам был нанесен сильный удар. Сердюков лишился поста, а рядовые коррупционеры в Минобороны оказались под следствием. Какое-то время нам представлялось, что дело здесь исключительно в личных разборках, что Сердюков, потерявший из-за своих амурных историй покровительство близких к Путину лиц, пострадал как герой-любовник, а не как циничный борец за контроль над ресурсами. Однако сегодня события прошлого года выглядят уже по-иному.

Похоже, медведевская программа широкомасштабного финансирования армии начинает разваливаться. Естественно, прямо никто не станет говорить о том, что денег военным теперь не дадут. Изменения подаются публике в деликатной форме. Путин в бюджетном послании отметил, что часть расходов, которые были запланированы на ближайшие годы, будет осуществлена в более поздний срок. А во время Петербургского экономического форума прошла информация о том, что Минфин договорился с Минобороны о переносе части расходов по госпрограмме вооружений с 2014-2016 гг. на 2017-2019 гг.

В условиях нашей финансовой нестабильности подобная декларация означает, что дальше могут быть отменены и эти планы. Теоретически, наверное, российское руководство строит их в надежде на то, что нынешние трудности в экономике к 2017 г. сами собой рассосутся, рост ВВП увеличится с 1-2% до 7-8% годовых, и бюджет опять наполнится деньгами. Однако мало кто из серьезных экономистов в эти перспективы действительно верит, а, значит, обещания, которые даются военным на конец десятилетия, ничем не подкреплены.

Означает ли это, что государство сегодня оптимизирует расходы и отказывается от планов предоставления денег чиновникам на разного рода сомнительные программы? Ни в коей мере. Просто с очередным возвращением Путина в Кремль меняются приоритетные направления финансирования. Те, кто утратил президентскую любовь, вынуждены поджиматься в расходах, а те, кто ее сохранил, строят гигантские планы по освоению денежных средств.

Яркий пример – деятельность РЖД во главе с Владимиром Якуниным, который намного ближе Путину, нежели Сердюков. Уже принято решение о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Казань», которую собираются соорудить как раз в те самые годы, на которые Минобороны лишится части обещанных ранее средств. А дальше ВСМ пойдет на Екатеринбург, что потребует дополнительного финансирования. Любопытно, что представители руководства РЖД уже рассуждают о необходимости двигаться в перспективе по стальной магистрали за Урал, соединяя один город за другим. Причем если ВСМ до Владивостока пока лишь фантазия, то деньги на реконструкцию Транссибирской магистрали уже выделяются. А за ней пойдет Байкало-Амурская.

Словом, настроение у РЖД сейчас примерно такое, какое было пару лет назад у представителей ВПК. При этом никто почему-то не вспоминает о том, как тратили деньги на первый проект ВСМ «Москва – Санкт-Петербург», полностью проваленный и оставивший на память о потраченных деньгах лишь огромный котлован на Московском вокзале в Петербурге.

Трудно сказать, какие аргументы использовались для того, чтобы убедить Путина в приоритете высокоскоростных дорог над высокоскоростными ракетами. Наверное, говорилось, что угрозы со стороны НАТО – это сказки для детей, тогда как угроза распада России – это реальность. И надо скрепить распадающуюся страну дорогами, по которым люди из своего медвежьего угла в любой момент быстро доберутся до Первопрестольной.

Впрочем, мне почему-то кажется, что Путина особо и не нужно было ни в чем убеждать. А вот на Медведева в этой ситуации убеждения вряд ли действовали.

Любопытно, что как раз в те дни, когда проект ВСМ «Москва – Казань» одерживал решительную победу над бюджетом Минобороны, произошла таинственная история с несостоявшимся увольнением Якунина. Сначала прошла информация о том, что Медведев снял его с работы, - и, вроде бы, это даже подтвердил неофициально заместитель главы РЖД Александр Мишарин. Якунин, согласно некоторым источникам, в этот трудный для него момент ходил беседовать с Путиным. Побеседовал – и вдруг все рассосалось. Никто кадровых перестановок делать не стал, и РЖД с радостью взяли на себя работу по строительству ВСМ за очень большие деньги.

В общем, ресурсов на всех не хватает, и то, что Медведев с Сердюковым недавно хотели истратить через Минобороны, постепенно перемещается в РЖД согласно желанию Путина и Якунина. При этом Сердюков лихорадочно отбивается от навешиваемых на его соратников уголовных дел, а Медведев бессонными ночами размышляет о том, не снимут ли его с должности вслед за Владиславом Сурковым, и не найдут ли в нежно лелеянном им наукограде «Сколково» признаков коррупции, сопоставимых с теми, какие нашли в Минобороны.

Дмитрий Травин