Posted 12 июля 2013,, 14:29

Published 12 июля 2013,, 14:29

Modified 30 января, 16:46

Updated 30 января, 16:46

Браудеру припомнили «красного» деда

12 июля 2013, 14:29
На Западе пока не пришли к единому мнению, как реагировать на вердикт суда по «делу Магнитского». В то время как американские политики и британская пресса призывают расширить «список Магнитского», Европа ограничивается критикой в адрес «путинского режима».

На Западе пока не пришли к единому мнению, как реагировать на вердикт российского суда по «делу Магнитского». В то время как американские политики и британская пресса призывают расширить «черный список» невъездных чиновников из РФ, Европа ограничивается традиционной критикой в адрес «путинского режима».

Суд над умершим адвокатом Сергеем Магнитским и его, пока еще живым, британским коллегой из фонда Hermitage Capital Management Уильямом Браудером вызвал новую волну жесткой критики в адрес российского руководства.

Накануне Тверской суд Москвы признал вину Магнитского, который, согласно приговору, организовал преступные схемы ухода от налогов. По мнению судей, эти действия обернулись ущербом для бюджета страны на сотни миллионов рублей. В свою очередь Браудер был приговорен к девяти годам тюремного заключения за уклонение от уплаты налогов на сумму более 522 млн рублей.

Американские политики восприняли вердикт суда как повод расширить ранее утвержденный «список Магнитского» - часть акта, предусматривающего различные визовые и экономические санкции по отношению к российским чиновникам. Сейчас в списке фигурируют имена 18 граждан РФ, 16 из которых напрямую связаны со скандальным делом умершего в московском СИЗО при странных обстоятельствах юриста.

Однако, как заявил на слушаниях в комитете по иностранным делам сената США постпред этой страны при ОБСЕ Дэниел Бэр, американские власти рассматривают «акт Магнитского» как «непрерывный проект». Со своей стороны кандидат Барака Обамы на пост помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд подтвердила, что в США намерены «добавлять» в этот список новые фамилии.

Москва уже успела отреагировать на резкие заявления американских политиков и пригрозить им «зеркальным ответом» в виде «списка Гуантамо». Однако, как дал понять представитель МИД Александр Лукашевич, Россия не хотела бы продолжать «войну черных списков, затеянную Вашингтоном». «США идут по заведомо тупиковому пути, обрекающему российско-американские отношения на бесплодное противостояние», - высказали сожаление в МИД.

Между тем, британская пресса обратилась с призывами к английским властям принять собственный «список Магнитского». «Москва мало что сможет предпринять в отместку Евросоюзу, так как нуждается в доходах от поставок газа и в зарубежных инвестициях. В ответ на санкции США Россия всего лишь запретила американцам усыновлять российских детей - той же реакции следует ожидать в ответ на европейский "закон Магнитского", - цитирует The Financial Times «Инопресса».

Английская пресса полагает, что Магнитский стал «жертвой коррумпированного и авторитарного режима» в России, при этом президента РФ Владимира Путина журналисты сравнивают то со Сталиным, то с Иваном Грозным.

Жесткая критика в адрес российского руководства по «делу Магнитского» звучит и в других западноевропейских СМИ. Однако, в отличие от британских коллег, тамошние журналисты не разбрасываются призывами запретить въезд в ЕС чиновникам из РФ. Вместо этого они осторожно напоминают, что эта тема только обсуждается в европейских политических кругах, но решение на этот счет не принято.

Язвительными репликами в адрес судебного процесса над «мертвецом» изобилует немецкая пресса. Заседание суда по «делу Магнитского» журналисты называют «фарсом», «балаганом» и «абсурдом», проводя аналогии с сюрреалистичными произведениями Кафки. Sueddeutsche Zeitung также замечает, что у обвиняемых не было возможности высказаться в свою защиту в суде, поскольку Магнитский умер более трех лет назад, а Браудеру был закрыт въезд в Россию.

Особого внимания в немецкой прессе удостоился государственный защитник Магнитского - адвокат Николай Герасимов. «В начале каждого дня слушаний Герасимов просил судью освободить его от этой обязанности», - пишет Der Spiegel. А газета Die Welt сообщает, что в течение всего судебного заседания Герасимов «демонстративно играл со своим планшетом и рисовал на листке бумаги».

Der Tagesspiegel цитирует слова главы федерального министерства юстиции ФРГ Сабины Лейтхойссер-Шнарренбергер, которая усмотрела в посмертном приговоре Магнитскому доказательство «дальнейшей советизации России». В свою очередь Браудер заявил изданию, что «Путин войдет в историю как первый президент в Европе за последние тысячу лет, который устроил процесс над мертвым».

Планы же России отправить за решетку самого Браудера издание считает практически невыполнимыми в связи с тем, что Интерпол классифицировал вынесенный ему приговор как «политически мотивированный».

Тем не менее, по мнению Der Spiegel, именно Браудер является «ключом к пониманию всего происходящего балагана». Hermitage Capital "проворачивала в российской Республике Калмыкия крупные операции с ценными бумагами через крошечные фирмы. Эти фирмы получали льготы за то, что брали на работу инвалидов. В те времена это был любимый прием оптимизации налогов у многих московских бизнесменов. Просто в случае с Браудером прокуратура дала себе труд доказать, что инвалидов нанимали только для вида", - отмечается в статье.

Двойственное отношение к фигуре Браудера демонстрирует и FAZ, которая напоминает, что он является внуком вождя американского коммунизма Эрла Браудера. Младший Браудер с 1990-х годов работал в России в качестве инвестора, но в 2005 году получил запрет на въезд, так как от него исходила угроза национальной безопасности России, отмечает газета.

Несмотря на это, немецкая пресса отдает решение о принятии европейского «списка Магнитского» на откуп тамошним политикам. Та же FAZ ссылается на доклад швейцарского европарламентария Андреаса Гросса, который ранее назвал необоснованной «атаку русского правосудия» на Магнитского и Браудера.

Между тем, Die Welt признает, что из-за «дела Магнитского» «Россия оказалась под международным давлением». Но, вынеся приговор покойному, заготовила "ответ" Западу. «Москва хотела показать, что Магнитский не был невиновным. <...> Он полностью разоблачен, для его реабилитации нет оснований. <...> Российские политики будут повторять эту фразу каждый раз, когда их будут спрашивать на Западе о Магнитском», - заключает издание.

То, что Германия пока не готова выступить инициатором европейского «акта Магнитского», фактически подтвердил на днях и президент этой страны Йоахим Гаук. Он в ответ на аналогичную просьбу находящегося в добровольной эмиграции оппозиционера Гарри Каспарова ограничился лишь традиционными упреками в адрес российских властей, которые, по его словам, ограничивают независимость органов правосудия.

Елена Земскова