Posted 17 июля 2013,, 17:27

Published 17 июля 2013,, 17:27

Modified 31 марта, 18:11

Updated 31 марта, 18:11

Бойкот Олимпиады: шансы невелики

17 июля 2013, 17:27
Некоторые американские законодатели предложили асимметричный ответ на действия России в "деле Сноудена" - бойкот сочинской Олимпиады. Однако опыт аналогичного демарша в 1980 году показывает, что затея эта трудновыполнима.

Официальный Вашингтон продолжает иррациональную истерику по поводу ситуации, складывающейся вокруг бывшего сотрудника своих спецслужб Эдварда Сноудена и отказа России выдать его в США. Некоторые американские законодатели, в частности сенатор Линдси Грэм, дошли в этой истерике до новой степени неадекватности, предлагая явно асимметричный ответ на действия России - бойкот сочинской Олимпиады 2014 года.

Удар, конечно, ниже пояса. Для Владимира Путина Олимпиада в Сочи то же, что для брежневского Политбюро московская Олимпиада 1980 года. Так же как и для кремлевских старцев той поры, для Путина Олимпийские игры это больше, чем просто спортивные состязания. Это престиж страны и его собственный, как он его понимает. По его мысли, эти Игры должны продемонстрировать мнимые и реальные достижения страны, поразить иностранцев масштабами, в общем, пустить им звёздную пыль в глаза. Путин очень много вложил в них. И средств, и чувств. Это понятно.

Понятно и желание американцев ущучить его побольнее за историю со Сноуденом. Другое дело, что в предложении бойкотировать сочинскую Олимпиаду проявляется весь абсурд этой шпионско-правозащитной истории. Для любого вменяемого человека очевидно, что один сбежавший агент и Олимпиада — вещи несопоставимые. Но, видимо, для тем, кто стоит за принятием решений в Вашингтоне, такая мера воздействия кажется вполне адекватной.

Но что будет, если США действительно пойдут на бойкот Игр, с учетом предыдущего опыта?

Напомним, что такой вид политического и экономического шантажа в 20 веке применялся уже неоднократно. Самый известный и самый массовый бойкот Олимпийских игр был предпринят теми же американцами в 1980 году в отношении московских Игр. Формальный повод для такого демарша дал ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979-го.

Однако впервые эта идея была высказана на Западе гораздо раньше. В статье, посвященной этой теме, в Wikipedia говорится: «Еще до ввода войск британские лейбористы обсуждали возможность бойкота в знак протеста против преследования советских диссидентов и из-за ограничений на выезд евреев из СССР». Тогдашний президент США Джимми Картер еще в июне 1977 года в беседе с редакторами американских изданий заявил: «Мне лично хотелось бы... в агрессивной форме бросить вызов Советскому Союзу и другим странам, разумеется, мирным путем, чтобы приобрести влияние во всех районах мира, которые, по нашему мнению, имеют для нас сегодня решающее значение или могут приобрести такое значение через 15-20 лет».

США тогда попытались не просто бойкотировать Олимпиаду, но сорвать ее полностью. Как писалось в советской прессе того времени, «в форватере США» шли их западноевропейские союзники. Однако, как видим, некоторые шли не только в форватере, но и пытались бежать впереди паровоза. Знаменитый американский боксер, чемпион мира среди профессионалов в тяжелом весе Мохаммед Али с подачи американского правительства устроил вояж по странам Африки и Азии, агитируя за бойкот московской Олимпиады. Однако к его удивлению в ряде стран Африки эта идея была принята в штыки. В Танзании на Али за это едва не набросилась разъяренная толпа.

Каков же был итог этой грандиозной кампании за бойкот Олимпиады в Москве? Формально от участия в московских Играх отказались 64 страны, однако по факту их оказалось гораздо меньше. 15 национальных сборных государств, пытавшихся бойкотировать ее, в результате приехали в Москву и участвовали в соревнованиях. Среди них атлеты таких крупных спортивных держав, как Великобритания, Франция, Италия, Нидерланды, Испания и ряда других. Единственное отличие этих команд было в том, что выступали они не под национальным знаменем, а под флагом Международного олимпийского комитета. Это означало, что на парадах открытия и закрытия Игр они шли под флагом МОК, а вместо гимна их стран звучал гимн международного олимпийского движения.

Из крупных спортивных держав реально бойкотировали Олимпиаду в Москве только США и ФРГ. По факту серьезного бойкота не получилось. В московской Олимпиаде приняли участие сборные 81 страны — чуть меньше, чем на предыдущей Олимпиаде в Монреале (85 стран), а по числу установленных европейских, мировых и олимпийских рекордов она даже превзошла монреальские Игры. В кампанию против бойкота московских Игр активно включились спортсмены и национальные олимпийские комитеты по всему миру, и, как мы теперь знаем, правительствам многих ведущих держав пришлось уступить.

Сегодня есть очень сильные сомнения, что европейцы так же безропотно поддержат США, если те объявят курс на бойкот. Их недавнее единодушие в деле посадки самолета президента Боливии и его досмотра на предмет поисков Сноудена великого и ужасного, не должно обманывать. Одно дело самолет президента далекой маленькой Боливии, и другое - многомиллиардные совместные проекты тех же европейцев в России.

Заметим, что в 1980 году такой плотной экономической привязки Европы к СССР, которая существует сегодня, не было и в помине. Да и повод для бойкота — безумное желание американских спецслужб захватить одного единственного Сноудена, который к тому же в глазах многих людей в мире уже имеет ореол борца с беззаконием, — уж больно неубедителен.

Кроме того, можно почти не сомневаться, что к сочинской Олимпиаде Сноудена, к радости президента Путина, который не раз демонстрировал свою заботу об интересах США в этом деле, в России уже не будет. О том, что РФ для него лишь транзит в другие страны, сам бывший американский агент тоже неоднократно заявлял. Так что и такой жидкий повод для бойкота исчезнет.

Александр Желенин