Posted 8 августа 2013,, 09:30

Published 8 августа 2013,, 09:30

Modified 31 марта, 17:51

Updated 31 марта, 17:51

Список Мизулиной

8 августа 2013, 09:30
СК проводит допросы в рамках уголовного дела по заявлению Елены Мизулиной, потребовавшей наказать блогеров и журналистов за «клевету» и «оскорбления» в ее адрес. «Росбалт» также оказался в числе «обидчиков» депутата.

Депутат Госдумы Елена Мизулина решила бороться с критикующими ее деятельность блогерами и журналистами при помощи правоохранительных органов — СК и МВД. Следственный комитет возбудил уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 128.1, ст. 319 УК РФ (клевета, оскорбление представителя власти). На допросе уже побывала телеведущая Ксения Собчак, также вызваны в СК бывший вице-премьер (а ныне — популярный оппозиционный блогер) Альфред Кох, журналистка "Новой газеты" Елена Костюченко и журналистка "Ленты.ру" Ольга Бакушинская.

Отметим, что ранее Мизулина написала гневное письмо в редакцию «Росбалта», потребовав удаления «клеветнической информации» и извинений. Депутат внимательно изучила 28 публикаций, появившихся на сайте агентства в период с 22 мая по 17 июня 2013 года, и пришла к выводу, что содержащаяся в них информация порочит ее честь и репутацию, а также честь и репутацию ее семьи. Мизулина посчитала, что журналистские материалы и посты блогеров являются публичным оскорблением представителя власти. Более того, они якобы направлены на воспрепятствование ее деятельности в качестве депутата и главы Комитета по вопросам семьи, женщин и детей.

За 12 лет существования «Росбалта» это первый случай, который можно расценивать как попытку вмешательства депутата Госдумы в редакционную политику агентства.

В связи с этим главный редактор «Росбалта» 26 июня направил Елене Мизулиной ответное письмо, в котором напомнил народной избраннице о том, что международное и российское законодательство, включая Конституцию РФ, гарантирует свободу мысли и слова. А также о том, что наложение запрета на распространение сообщений и материалов об определенном должностном лице, госоргане или иной организации (за исключением случаев, когда это лицо является автором или интервьюируемым) не допускается.

Кроме того, юристы агентства не обнаружили ни в одной из публикаций признаков преступлений, которые там высмотрела Елена Мизулина.

В частности, та или иная информация может считаться клеветой только в случае, если в ней присутствует заведомая ложность распространяемых сведений. В публикациях «Росбалта» были точно указаны источники информации (в основном это интервью государственных или общественных деятелей, статьи известных блогеров). Журналисты давали этой информации оценку, соответствующую общему мнению редакции по тем или иным вопросам общественно-политической жизни страны, - но ничего не додумывая и никак не оскорбляя депутата. Поскольку под оскорблением действующее законодательство понимает унижение чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме, не вполне понятно, что именно Мизулиной показалось неприличным в указанных ею публикациях.

Единственное, с чем редакция согласна — так это с тем, что в большинстве материалов действительно может содержаться негативная оценка третьими лицами инициатив, действий и высказываний Елены Мизулиной как депутата. Но на то и мыши, чтобы кот не дремал (кот — это не оскорбление, а образное выражение, означающее необходимость публичных действий и здравой критичности во имя общего блага — ред.). Критиковать деятельность представителей власти, в том числе и депутатов - это не просто право, а прямая обязанность СМИ. При этом главный редактор «Росбалта» в своем письме выразил готовность организовать встречу Елены Мизулиной с журналистом издания «с целью уточнения и разъяснения позиции депутата по ряду актуальных вопросов современной жизни и законотворчества». Однако Мизулина, видимо, предпочла вести диалог через МВД и СК.

На днях в редакцию «Росбалта» пришел запрос из Бюро специальных технических мероприятий МВД РФ с требованием выдать «всю имеющуюся информацию, включая ip-адреса (дата и время), о лицах, разместивших на ресурсе www.rosbalt.ru информацию о Депутате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Мизулиной Е.Б. по следующим ссылкам» (далее идут гиперлинки на 11 материалов — видимо, наиболее «обидных» из 28-ми, отобранных Мизулиной). Затем похожий запрос пришел и из СК — в нем было на одну ссылку меньше и требовалось выдать контактные данные редакторов и журналистов.

Вот список возмутивших Елену Мизулину публикаций - мы приводим его полностью, чтобы читатели сами могли оценить, насколько они «клеветнические» и «оскорбительные».

Примечательно, что впервые в новейшей истории России претензии представителя власти предъявляются не к одному-двум журналистам или СМИ, а к десяткам людей. Впервые депутат федерального парламента, который априори обязан прислушиваться к общественному мнению, фактически привлекает это самое мнение к суду только потому, что оно народному избраннику не нравится. Более того, депутат требует уголовного преследования журналистов за критику своей профессиональной деятельности, т.е. за выполнение представителями СМИ своей работы.

Если требования депутата Мизулиной будут удовлетворены, а журналисты, блогеры и просто критически оценивающие ее деятельность граждане - привлечены к уголовной ответственности, это будет означать конец не только профессиональной журналистики, но и вообще какой-либо свободы слова в России. Ведь в "списке Мизулиной" может оказаться каждый.

Редакция ИА «Росбалт»