Posted 2 сентября 2013,, 14:03

Published 2 сентября 2013,, 14:03

Modified 31 марта, 17:30

Updated 31 марта, 17:30

Сирию ждет бомба

2 сентября 2013, 14:03
Нанесет Вашингтон удар по Сирии или нет, он уже оказался в проигрыше. Россия же вместо геополитических дивидендов заработает лишь дополнительные нефтедоллары. В чистом выигрыше только Иран, полагают эксперты политклуба «Росбалта».

Вне зависимости от того, нанесут США удар по Сирии, или президент Барак Обама уклонится от этого решения, это будет серьезным внешнеполитическим проигрышем для американцев. Что касается России, то она могла бы получить от сирийского конфликта геополитические дивиденды, но зарабатывает только дополнительные нефтедоллары. Если кто и выигрывает сегодня от этой войны, так это Иран. Таковы выводы участников политклуба «Росбалта».

Главная интрига следующей недели — примет ли Конгресс США решение о нанесении ограниченного военного удара с целью наказать режим Башара Асада. Как отметил заместитель главного редактора радио «Коммерсантъ FM» Константин фон Эггерт, это следовало бы сделать, чтобы продемонстрировать всем потенциальным странам-хулиганам, что «серьезные державы» не позволят безнаказанно применять оружие массового поражения, включая и химическое.

Впрочем, полагает участник политклуба «Росбалта», нет никакой гарантии, что решение о нанесении даже ограниченного удара будет принято. По словам Эггерта, Обама — это «человек, находящийся полностью во власти своих пиар-советников», что не способствует принятию серьезных стратегических решений. Вдобавок действующий президент США, по мнению эксперта, слабо разбирается в международной политике и не всегда представляет вероятные последствия своих решений.

Действительно, похоже, что Барак Обама откажется от идеи нанесения удара по Сирии в ближайшее время, считает директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев. «США не готовы к серьезному ракетному удару», - уверен эксперт. По его словам, понадобится около месяца для концентрации достаточных для эффективной атаки сил, которая позволила бы восстановить в Сирии баланс между оппозиционными группировками и правительственной армией, которая в последние месяцы перешла в наступление.

В итоге велики шансы на то, что Обама откажется вовсе от нанесения удара. Что, по мнению эксперта, выгодно для России, поскольку она имеет все шансы серьезно увеличить свое влияние в регионе, если режим Асада победит в схватке с оппозиционными группировками.

Старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН Владимир Сажин, в свою очередь, не надеется на удачный исход. По его мнению, американский удар весьма вероятен уже в ближайшее время. И связано это даже не со стремлением США сохранить лицо, а с «поддержанием престижа одного человека», то есть, Барака Обамы, который сам себя поймал на слове, назвав применение химического оружия «красной линией», после перехода которой американцы не могут не вмешаться в конфликт.

С этой точкой зрения согласна и заместитель председателя Комитета солидарности с народами Ливии и Сирии Дарья Митина, которая полагает, что США не откажутся от удара по Сирии, даже несмотря на то, что лишились поддержки со стороны большей части своих потенциальных союзников, включая Великобританию.

Хотя, по словам эксперта, представители нынешних сирийских властей, приезжая в Россию, в последнее время ведут переговоры практически исключительно о восстановлении экономики страны после конфликта и вероятного воздушного удара по ключевым инфраструктурным сирийским объектам. Они демонстрирую высокий уровень оптимизма и вовсе не рассчитывают на втягивание России непосредственно в конфликт, ожидая от нее, в первую очередь, экономической и дипломатической помощи.

Однако этим ожиданиям сирийцев вряд ли суждено сбыться. У России не так много стимулов вмешиваться в конфликт. По мнению Эггерта одна из главных причин «просирийской» позиции, занятой сегодня российским руководством, — это излишняя любовь к конспирологии, а также стремление использовать сирийский конфликт во внутриполитических целях: чтобы запугать россиян и уверить их чуть ли не в том, что наша страна может оказаться следующей территорией, где вспыхнет, с помощью стран Запада, кровавый конфликт.

Впрочем, Владимир Евсеев полагает, что Россия вполне могла бы извлечь серьезные выгоды из своей проасадовской позиции. И даже — помешать дальнейшему разрастанию конфликта. Нужна только политическая воля, которой явно не хватает, как отмечает, в свою очередь, Дарья Митина.

Пока же, судя по всему, больше всего от конфликта в Сирии выигрывает, как ни странно, Тегеран. С одной стороны, разумеется, режим Башара Асада является одним из последних иранских союзников в регионе. И Иран, как постоянно повторяют и российские, и иранские СМИ — это якобы следующая цель США и их союзников в регионе в случае, если удастся свалить сирийский режим.

С другой стороны, как отмечает Владимир Сажин, пока Иран лишь серьезно нарастил влияние в Сирии, став единственной страной, которая серьезно помогает режиму Асада, только финансово за последние полтора года «пожертвовав» сирийцам около $4 млрд.

Формируется в Иране и «добровольческое» ополчение, которое может прийти сирийцам на помощь, в то время, как иранцы открыто говорят о необходимости создания на сирийской территории своей военной базы. Например, на границе с Израилем.

В нынешней сложной ситуации никто из экспертов не берется предсказать, как именно будут развиваться события в регионе. Необходимо ведь, помимо собственно внутреннего сирийского расклада сил, учитывать и положение в Турции, Катаре, Саудовской Аравии, Египте, Израиле, а также позицию России и крупнейших стран ЕС.

Прямых и косвенных участников конфликта слишком много, а их интересы и мотивация слишком различны, чтобы давать однозначные прогнозы, в один голос говорят эксперты.

Сегодня можно лишь одно прогнозировать уверенно — это стратегический проигрыш США, которые уже потеряли в Европе репутацию союзника, за которым надо идти в огонь и воду. И никакой удар по Сирии эту репутацию уже не восстановит.

Иван Преображенский