Posted 18 сентября 2013,, 17:08

Published 18 сентября 2013,, 17:08

Modified 31 марта, 17:15

Updated 31 марта, 17:15

Ученые под властью завхоза

18 сентября 2013, 17:08
Протесты ученых не убедили депутатов повременить с принятием скандального закона о реформе РАН. При этом в документе сохранилась норма о федеральном агентстве, которое теперь будет хозяйничать на землях и в зданиях научных институтов.

Госдума в среду приняла закон о реформе РАН сразу во втором (повторно) и третьем чтениях. При этом депутаты отказались исключить из документа норму о федеральном агентстве - будущем «завхозе» академии, который теперь будет хозяйничать на землях и в зданиях научных институтов.

Протесты ученых, которые два дня держали оборону у стен Госдумы, не убедили депутатов повременить с принятием скандального закона о реформе РАН. Хотя единороссы сдержали свое обещание и накануне вернули проект во второе чтение, чтобы, как они выразились, учесть все пожелания академиков.

Но сделано это было с нарушением всех регламентных норм. На сбор поправок в Думе отвели всего несколько часов, так что некоторым депутатам пришлось сочинять свои предложения не выходя из зала пленарного заседания. Ознакомиться же с самой обновленной версией законопроекта народные избранники смогли только, когда пришли утром в среду на работу.

При этом регламент велит размещать поправки в электронной думской базе документов за три дня до их обсуждения на заседании. По этой причине коммунисты потребовали исключить законопроект из повестки и перенести его на более поздний срок.

«Я был вчера на заседании комитета и это было похоже на репризу Оганезова - здесь читаем, а здесь - нет. Принимать в такой спешке закон нельзя, ожидания академиков не реализованы», - тщетно убеждал коллег-депутатов член фракции КПРФ Николай Коломейцев.

Однако зампред профильного комитета по науке Владимир Кононов заявил, что поправки готовились не три часа, а почти три месяца, и в новом варианте максимально учтены все пожелания ученых.

Уступки научному сообществу со стороны депутатов с гордостью перечислил единоросс Вячеслав Никонов. «Ликвидации не будет, РАН будет координировать научные исследования, три отделения получат статус юрлица, членкоры сохраняются, а агентство будет подчиняться не Минобрнауки, а правительству», - вкратце изложил содержание поправок депутат.

Депутаты действительно передумали ликвидировать РАН, РАМН и РАСХН, а решили их объединить в одной Академии наук с сохранением за каждой статуса юрлица. В законопроекте также прописали, что власти не смогут вмешиваться в научную работу РАН, которая станет главным распорядителем бюджетных денег, выделяемых на ее содержание.

Однако в Госдуме отказались учесть главное требование научного сообщества, связанное с исключением из закона нормы о создании некоего федерального агентства, которое будет осуществлять «функции и полномочия собственника имущества» академии.

По сути, это агентство окажется в РАН на правах «завхоза», который и будет решать, что делать с огромными землями и многочисленными зданиями научных институтов.

При этом не факт, что агентство будет подчиняться напрямую правительству, а не Минобразования, а назначение его руководителя будет происходить при участии президента, как утверждают единороссы. Дело в том, что эту норму в закон так и не включили, а оформили лишь в виде рекомендации правительству, которое может ее не учесть.

Так что опасения депутатов из КПРФ, которые потребовали вырвать из рук чиновников «финансовый поводок», оказались не напрасными. «Агентство будет утверждать госзадания на проведение научных работ и через финансы будет контролировать всю научную деятельность. Это может обернуться разгромом научных школ», - забил тревогу коммунист Борис Кашин.

А его коллега по фракции Олег Смолин усомнился в том, что чиновники будет лучше управлять имуществом, чем академики. «Или что, у нас Оборонсервис хорошо управлял госимуществом, а Сердюкова не президент назначал?», - съязвил коммунист.

Саму реформу РАН коммунисты назвали «коллективизацией» Академии. А на упреки единороссов в том, что РАН работает неэффективно и ее давно пора реформировать, ответили жестко. «Я бы предложил лучше подумать об эффективности нашей парламентской деятельности, - сказал Смолин. - В 1990-е годы финансирование науки сократилось в 20 раз и каждый четвертый ученый уехал за границу. О какой эффективности вы говорите? По объему финансирования РАН сегодня - это Гарвардский университет».

По данным депутатов, «эмиссары» из Европы и Азии все лето обивают пороги академии, уговаривая оставшихся ученых эмигрировать из России и совершать научные открытия во славу других стран.

«Это закон с печатью национальной измены. Ученые стали жертвой чиновничьих прихотей, а Дума оказалась в роли унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла. Это не реформа, а погромная спецоперация», - возмутился и коммунист Дмитрий Новиков.

Между тем, в самый последний момент депутаты добились того, чтобы три отделения РАН - Дальневосточное, Уральское и Сибирское - также получили статус юрлица и не подчинялись напрямую новоявленному федеральному агентству. А вот другие научные институты, находящиеся сейчас в ведении РАН, такого подарка не получат. Согласно закону, агентство наделается статусом их учредителя.

Против принятия закона в таком виде в итоге высказалась только КПРФ и несколько депутатов от «Справедливой России».

«У нас даже за школами, детскими садами и больницами имущество закреплено, и только ученые не могут управлять своим имуществом. Это абсурд», - заявила «эсер» Оксана Дмитриева.

Разгромив надежды ученых, депутаты в тот же день приняли в первом чтении закон о создании некоего Российского научного фонда. Примечательно, что этот фонд, в отличие от РАН, будет сам управлять своим имуществом. И проверять себя он также будет самостоятельно - силами ревизионной комиссии.

Елена Земскова