Posted 16 октября 2013,, 12:30

Published 16 октября 2013,, 12:30

Modified 31 марта, 16:48

Updated 31 марта, 16:48

Академик: Закон о реформе РАН не имеет отношения к проблемам российской науки

16 октября 2013, 12:30

МОСКВА, 16 октября. Закон о реформе РАН не решает наболевшие проблемы российской науки. Он призван лишь подчинить науку чиновникам, а заодно отнять у РАН собственность. Об этом заявил академик Алексей Арбатов, сообщили в пресс-службе РАН.

«При слиянии трех академий (центральной, медицинской и сельскохозяйственной) теперь будет не 2 тыс. академиков, а «всего» 880 (вместо нынешних 490). Это, конечно, немалое облегчение для бюджета – ведь стипендия академика почти сравнима с зарплатой секретарши в московском бизнес-офисе (за вычетом налога – 43 тыс. рублей в месяц)», - сообщил Арбатов.

Он отметил, что институты, лаборатории и научные центры РАН переводятся под руководство чиновников. «Правда, без денег – ведь в законе не упомянуто никаких гарантий финансирования», - подчеркнул академик.

«Чиновникам очень трудно осознать, что академия – это не здания, оборудование и земельные участки, а совокупный интеллектуальный потенциал десятков тысяч ученых, начиная от аспирантов и кончая академиками», - считает ученый.

Он пояснил, что главными проблемами российской науки является «нищенское финансирование», а потому отток талантливой молодежи, ограниченная самостоятельность институтов и неразвитость системы научно-благотворительных фондов, грантов, конкурсов, тендеров. Также ученый считает, что наука не востребована для экономики, сохраняющей преимущественно экспортно-сырьевой характер, для бизнеса нет системы налоговых стимулов для инвестиций в научные изыскания.

Еще одной проблемой является «падение престижа ученых в обществе ввиду их убогого материального положения и высокомерно-пренебрежительного отношения чиновников», считает академик.

«Решает ли новый закон все эти наболевшие проблемы российской науки? Ничуть не бывало – он к ним не имеет никакого отношения. На эту тему в нем нет ни одной статьи, ни одного слова», - подчеркнул Арбатов.