Posted 30 октября 2013,, 17:00

Published 30 октября 2013,, 17:00

Modified 30 января, 18:53

Updated 30 января, 18:53

Чеченский сценарий в Китае?

30 октября 2013, 17:00
Устроив ДТП на главной площади Пекина, уйгурские сепаратисты впервые совершили теракт за пределами своего автономного района. Похоже, что местные исламские радикалы начали перенимать опыт северокавказских «коллег».

Правительство Китая официально квалифицировало ДТП на площади Тяньаньмэнь в центре Пекина как теракт, совершенный уйгурским исламскими радикалами. По мнению властей, люди, находившиеся в машине, были смертниками. Ранее власти объявили в розыск двух этнических уйгур из Синьцзян-Уйгурского автономного района.

ДТП произошло 28 октября в центре Пекина. Автомобиль с номерами Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) врезался в толпу людей. В результате погибли пять человек, в том числе трое, находившихся в машине. Кроме того, как минимум 38 человек получили ранения.

По данным базирующегося в Гонконге Информационного центра за права человека и демократию, один из находившихся в машине смертников был родственником человека, погибшего во время кровавых стычек между уйгурами, ханьцами-переселенцами и китайской полицией в Синьцзяне в июне этого года.

Июньские столкновения стали самыми кровавыми с 2009 года, когда в столице СУАР, городе Урумчи, в столкновениях погибли около 200 человек, а число раненых достигало двух тысяч.
СУАР в западной прессе иногда называют «китайской Чечней», проводя аналогию между ожесточенным сопротивлением коренного мусульманского населения этого региона и северокавказским сепаратизмом. Половина населения региона — китайцы, столько же представителей тюркоязычных народов мусульманского вероисповедания (42% уйгуров, 6,% казахов, по одному проценту киргизов и таджиков).

В древности Восточный Туркестан был могущественным государством, оказавшим огромное влияние не только на Среднюю Азию, но и на Китай. В 1759 году китайские войска захватили регион и назвали его Синьцзяном (по-русски — "Новая граница").

Со времени включения их земель в Китай уйгуры восставали более четырехсот раз. В 1944 году уйгурам даже удалось (с помощью СССР) взять под свой контроль западную часть Синьцзяна и провозгласить Восточно-Туркестанскую республику. Но просуществовала она лишь до 1949 года: Иосиф Сталин решил не раздражать пришедших к власти в Китае коммунистов.
Нынешняя трагедия на площади Тяньаньмэнь (таком же «святом» месте для Китая, как Красная площадь для России) – первый террористический акт уйгурских сепаратистов за пределами Синьцзяна. И здесь опять же просматриваются прямые параллели с Северным Кавказом. Так, вначале, чеченские сепаратисты воевали лишь на территории своей республики, а затем решили изменить тактику, сделать так, чтобы «война пришла в каждый российский дом».

И уйгурские и северокавказские сепаратисты рассматривают свою борьбу не как национальную, а как религиозную (освобождение от власти неверных), поэтому действуют единым фронтом. Уйгуры воевали на стороне сепаратистов в Чечне, а сегодня бок о бок сражаются вместе со своими «кавказскими братьями» в Сирии и Афганистане.

Справедливости ради стоит отметить, что, скорее всего, сепаратистское движение в Китае не достигнет такой же силы, как в Российской Федерации. Против сепаратистов работают как относительно низкая численность уйгуров в самом Китае, так и более жесткая и эффективная, по сравнению с Россией, работа китайских силовых структур.

В любом случае, прецедент переноса «боевых действий» за пределы бунтующей автономии уже создан, и этот симптом очень тревожен для властей Поднебесной.

Игорь Ротарь