Posted 11 ноября 2013,, 13:42

Published 11 ноября 2013,, 13:42

Modified 30 января, 19:03

Updated 30 января, 19:03

Сирию оставляют на произвол судьбы

11 ноября 2013, 13:42
Международное сообщество с надеждой смотрит на подготовку конференции по Сирии. Однако это вовсе не означает всеобщего примирения. Но главное, что ни о какой серьезной помощи сирийцам со стороны Запада речь не идет.

Мировое сообщество с надеждой смотрит на подготовку к мирной конференции по Сирии. Оппозиция уже согласилась на участие в переговорах. Однако это вовсе не означает всеобщего примирения. Но главное, что ни о какой серьезной помощи сирийцам со стороны международного сообщества речь не идет. Разрушенную экономику придется восстанавливать самостоятельно.

Противники режима Башара Асада согласились принять участие в мирной конференции по сирийскому урегулированию. Боевики договорились с военными о перемирии – все ради того, чтобы снабдить продовольствием «мирное население», оказавшееся в зоне боевых действий. Дополнительные военные корабли американского флота начали покидать Средиземное море. А чуть ранее США даже публично рассорились со своим старейшим союзником в регионе – Саудовской Аравией, которая осудила отказ от американцев от использования силы в Сирии. Такого количества позитивных для Сирии новостей не было давно.

Казалось бы, ничто не может испортить сейчас обстановки. Пусть сирийцы назвали количество имеющегося у них химического оружия, а американцы предположили, что режим Башара Асада его занижает. Это не так уж и важно – обычные придирки, будет возможность пересчитать. Пусть представители отнюдь не всех групп антиасадовских боевиков приедут на мирную конференцию по Сирии. Не страшно – значит, политическими представителями будут считаться только те, кто приедет. Остальных, в полном соответствии с жалобами саудовской дипломатии, регулярная сирийская армия продолжит утюжить ковровыми бомбардировками.

Главное, удастся усадить хотя бы кого-то за стол переговоров, и начать если не реальный, то хотя бы имитационный переговорный процесс. Наверняка, на первом же заседании сирийская оппозиция потребует отставки Асада, а делегация официального правительства покинет зал. Затем это требование будет предложено отложить на потом ситуация повторится зеркально: оппозиционеры уйдут, а делегаты Башара Асада вернутся.

Однако атмосфера в Женеве располагает к долгим и обстоятельным разговорам, это даже боевикам должно понравиться, так что совсем уезжать никто не станет.

Тем более, что у США и России есть предварительный план урегулирования в Сирии. Не вполне согласованный, но все же компромиссный для обеих стран по большинству пунктов. Его-то собравшимся в Женеве сирийцам и будут навязывать российские и американские дипломаты.

Проблема скорее в другом. Что делать, если переговоры неожиданно увенчаются успехом? Не сразу, но пусть даже в рекордные для таких консультаций несколько раундов. Предположим, правда, Запад заставит официальные сирийские власти ликвидировать химическое оружие, а потом оставит их один на один с боевиками. С кем-то удастся, наверняка, договориться. С другими начнется «война до победного конца».

Однако главным вопросом наверняка станет даже не окончательное прекращение войны. Прекратится поддержка боевиков из-за рубежа, будет сформировано коалиционное правительство - с участием максимально большего количества представителей нынешней оппозиции, будут назначены (что весьма вероятно) досрочные президентские выборы – и война сама постепенно отойдет на второй план.

Зато на первый план выйдет нищета и дикость, которые воцарились в большей части Сирии за время войны. И их результатом может стать второй виток конфликта, а может быть и «сомализация» страны.

И без того не самая современная инфраструктура разрушена. Только по данным главы программы микрофинансирования Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) Алекса Поллока, без малого 3000 школ и образовательных учреждений были разрушены или повреждены в ходе конфликта, как следствие - 49% сирийских учащихся не смогли завершить образование из-за войны. В целом численность населения сократилась приблизительно на 8%, а количество безработных сирийцев достигло 2,33 млн человек. На фоне общего разрушения инфраструктуры не удивительно, что большая часть населения Сирии пребывает в нищете.

В целом противостояние между правительственными войсками и так называемой оппозицией, по мнению Поллока, нанесло стране ущерб в размере $103,1 млрд.

И очевидно, что ни одна из «высоких переговаривающихся сторон», которые собираются в Женеве, всерьез не рассматривает для себя возможности осуществить такие масштабные инвестиции в Сирию. Это могли бы сделать разве что саудиты – но им не позволяют превратить эту страну в свою колонию де-факто. У России столько лишних денег нет. США, вроде, с хлеба на воду не перебиваются, но никто не позволит Бараку Обаме тратить 100 миллиардов долларов на каких-то «сирийских оборванцев». Разве что Иран поможет. Но он под санкциями и пока их с него не снимут (а переговоры только начались) много дать тоже не сможет.

Так что мир, как это часто бывает, может оказаться для Сирии страшнее войны. Стресс пройдет, но люди не перестанут гибнуть. Они будут страдать от отсутствия квалифицированной помощи, от недостатка образования, от отсутствия работы, а значит и средств к существованию. И об этом по-настоящему ответственным политикам надо думать уже сейчас, не слушая нервные выкрики, что «главное, это войну остановить».

Иван Преображенский