Posted 6 декабря 2013,, 14:25

Published 6 декабря 2013,, 14:25

Modified 31 марта, 16:01

Updated 31 марта, 16:01

«Иначе порядка не будет»

6 декабря 2013, 14:25
В интервью тележурналистам Дмитрий Медведев не выглядел как чиновник за пять минут до отставки, которую ему упорно прочит молва. Он отверг все обвинения политического характера и заявил, что граждане обязаны уважать власть такой, какая она есть.

Дмитрий Медведев в отставку с поста главы правительства не только не собирается, но и по-прежнему не исключает для себя шансы когда-либо еще поработать президентом. Об этом премьер-министр, излучая оптимизм и уверенность в своих силах, объявил в пятницу во время полуторачасового интервью главам пяти российских телеканалов.

Общение Медведева с тележурналистами в этом году вышло, пожалуй, чуть более скучным, чем в предыдущие шесть раз. Не повлиял на это даже тревожный фон, на котором происходила беседа: подступающий экономический кризис, беспорядки на Украине, все более углубляющийся раскол в обществе (уже даже не по политическим, а по идеологическим мотивам), а также вновь нарастающая волна слухов о скорой отставке самого премьера.
«Курс выбран верный, мы с него не свернем, так что хватит спорить и идите работать», - так мог бы звучать посыл Медведева к аудитории, если бы в мире не существовали такие вещи, как политическая риторика и ораторские приемы, призванные склонить аудиторию на свою сторону.

Надо отдать должное собеседникам премьера – журналистам Первого канала, ВГТРК, НТВ, РЕН ТВ и «Дождя». Хотя они и общались с Медведевым с медовой лаской в голосе, эфир не превратился в заседание партхозактива с отчетом о великих достижениях и радужными планами на будущее. Какие-то умерено острые вопросы из числа тех, что вызывают дискуссии в обществе, премьеру все же были заданы. Другое дело, что Медведев отвечал на них подчас даже не как политик, а, скажем так, по своей основной специальности - как профессиональный юрист. При этом всячески сглаживая углы, а когда это совсем уж сложно было делать – переходя из обороны в нападение.

Вот изложение нескольких характерных высказываний Дмитрия Медведева.

О стройке в Сочи

Все инвестиции в олимпийское строительство абсолютно оправданны (равно как и траты на подготовку к Чемпионату мира по футболу в 2018 году). Сочи до этого был «мягко говоря, средненьким курортом», за который «становилось стыдновато». Теперь там все будет на уровне, а что касается воровства и распила, то, как только появляются большие бюджетные деньги, возникают и злоупотребления. Надо «бить по рукам»: кого-то отстранять от контрактов, а кого даже привлекать к уголовной ответственности.

О мигрантах

Стыдимся ли мы признать, что без гастарбайтеров российская экономика не выживет? Нет, мы не стыдимся того, что не можем обойтись без «дополнительных трудовых ресурсов». Главное, каких мигрантов привлекать и как. Нужны высококвалифицированные специалисты, и их приток (усилиями правительства) растет. Но нужны также и менее квалифицированные кадры: те, кто работают на стройках и в ЖКХ. «Наши люди» (усилиями правительства) стали жить лучше и «не очень охотно» соглашаются на непрестижную работу. Не идут мести дворы, сколько денег не предлагай. Потому что мы достигли высокого уровня благосостояния. Такого не было 20 лет назад.

А безработица из-за притока мигрантов не растет.

Что касается преступности в среде мигрантов. «Тех, кто приезжают не работать, а страну посмотреть, надо отправлять обратно». Мигранты должны работать легально, уметь говорить по-русски, быть цивилизованными, перенимать наши обычаи и не навязывать свои. Тех, кто нарушает – высылать и, если надо, подвергать уголовному преследованию.

А еще Госдума, вот, как раз работает над законом о «резиновых квартирах».

О национализме

«Нет оснований гнать националистическую волну». Это плохо, аморально, а для Российской Федерации вообще убийственно. У нас нельзя провоцировать эту тему. «Тот, кто так поступает, ведет себя безответственно и заслуживает самого жесткого осуждения».

О визах для Средней Азии

Введение виз это не панацея. Вводить их «мы не планируем», если не будет каких-то особых ситуаций. Но скоро все иностранцы будут въезжать в РФ только по загранпаспортам.

О православии и Конституции

Конституцию не надо переписывать в угоду моменту. Трогать ее можно только в особых случаях.

«Я хожу в церковь не как премьер-министр, и буду туда ходить в любом случае». В «Единой России» есть мусульмане и представители других конфессий. Религиозное чувство не должно быть связано с партийным билетом. Установление каких-либо преференций недопустимо. В Конституции уже есть статья о свободе совести. Это и есть цивилизованный подход.

О критике власти

Законы, которые принимает Дума, отдельные депутаты или чиновники, могут не нравиться. Но Госдума – наш парламент, и ее надо уважать. Как необходимо уважать и суды, и «другие власти». Иначе порядка не будет. Да, в Госдуме подчас выдвигают «специфические инициативы», но там «живые люди». «Я не сторонник ханжеских подходов». Их не обязательно поддерживать, но относиться надо с уважением. В США в отдельных штатах тоже есть законы, над которыми мы смеемся, «но живут же как-то с этим».

О политзаключенных и амнистии

Почему власть не может сделать широкий жест, и отпустить Ходорковского, Pussy Riot и подсудимых по «болотному делу»? Я сейчас эти вопросы не решаю – это дело президента и парламента. Но не надо путать амнистию и помилование. В России 700000 заключенных, нужно думать обо всех, «а не только о тех, кто попал под свет юпитеров». Есть несовершеннолетние, пенсионеры и беременные. Им не легче.

Государство в этом вопросе слушает общество. Люди не хотят прощать злостное хулиганство, крупные хищения, другие опасные преступления. Президент и парламент обязаны это учитывать.

В России нет политзаключенных. В СССР были, а теперь нет. Все, кого так называют, сидят за то, что грубо нарушили общественный порядок. Они били полицейских. Это недопустимо ни в одной стране мира.

О сиротах и усыновлении

Это наша проблема. Можно по-разному относиться к закону о запрете усыновления российских сирот гражданами США, но «нашими детьми мы должны заниматься сами, это главное».

Почему детей, которых не отдали американцам, никто так и не усыновляет в России, несмотря на обещания властей? «У меня есть другая статистика». Из 259 детей, которые должны были уехать в США, не усыновлены 95. «Мы обязательно доведем этот процесс до логического завершения».

Принятие «закона Димы Яковлева» позволило «активизировать процесс усыновления в России». Это хороший результат, это означает, что мы «привели в действие моральные механизмы», потому что «наша задача была в том, чтобы привлечь внимание наших людей».

О драке единороссов в Госдуме

«Единая Россия» – это кусок нашей страны. Там люди такие же, как и везде, со всеми достоинствами и недостатками.

О чиновниках и коррупции

В отношении тех, кто попался. Они должны отвечать независимо от того, какой партийный билет у них лежит в кармане. «Единая Россия» тем более должна отвечать, потому что эта партия сейчас отвечает за ситуацию в стране, она находится у власти.

Возможно ли исключить коррупцию в принципе? Невозможно, потому что, к сожалению, «такова природа властных полномочий». Злоупотребления были и в СССР, и в царские времена.

Показательные порки – это очень плохо. «Если говорить о таких процессах, мы это проходили в определенный период». Нужна системная работа.

Об отношениях с Путиным

«У нас с президентом все в порядке».

О судьбе самого Медведева

Российское правительство – абсолютно работоспособная команда. Мне нравится, чем я сейчас занимаюсь. Уходить никуда не хочу. «Мне эта работа приносит много положительных эмоций».

Есть ли планы вновь стать президентом? Уже говорил, что ничего не исключаю. Придет время, и надо будет сделать выбор.

Евгений Евдокимов