Posted 26 декабря 2013,, 13:52

Published 26 декабря 2013,, 13:52

Modified 31 марта, 15:43

Updated 31 марта, 15:43

Западня для Эрдогана

26 декабря 2013, 13:52
Итогами масштабной полицейской операции, жертвами которой стали многие деятели из ближнего круга премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана, стало существенное обновление состава правительства этой страны и угроза досрочных выборов.

Премьер-министр Турции представил на суд публики новый состав своего правительства, в котором появилось десять новичков. Некоторые из покинувших кабинет министров тоже скоро должны предстать перед судом, правда, совершенно обычным, криминальным, по обвинению в коррупции. Таковы итоги масштабной полицейской операции, жертвами которой стали многие деятели из ближнего круга премьера Реджепа Эрдогана.

Перестановки в правительстве могли бы удержать ситуацию, но не исключено, что они не спасут кабинет министров и скоро речь все же зайдет о досрочных парламентских выборах.

Если в России еще недавно говорили о наличии некоей «суверенной демократии», то Турция после прихода к власти Реджепа Тайипа Эрдогана долгое время считалась оплотом «исламской демократии». Последние годы страна демонстрировала впечатляющий экономический рост, Евросоюз закрывал глаза на аресты и суды над сотнями журналистов, политиков и военных, оппозиционно настроенных в отношении правящей исламистской Партии справедливости и развития.

Все изменили массовые беспорядки, начавшиеся в конце мая этого года в Стамбуле, а затем распространившиеся на все крупные города страны. Поводом тогда, напомним, послужили планы властей построить торговый центр на месте парка Гези у площади Таксим.

Однако если начиналось все с требований не вырубать деревья, то довольно быстро демонстранты перешли к требованиям отправить в отставку правительство Реджепа Эрдогана. МВД Турции позднее сообщало, что в акциях протеста в 79 провинциях страны в течение трех недель тогда приняли участие около 2,5 млн человек. Травмы различной степени тяжести, также по официальным данным, получили около четырех тысяч человек, 4,9 тысячи были задержаны полицией, а 255 из них, как было объявлено 25 декабря, пойдут под суд за организацию массовых беспорядков.

Однако теперь, похоже, акции протеста могут возобновиться. Оппозицией уже были сделаны первые робкие попытки, но полиция с легкостью их пресекла. Впрочем, она же сама и дала повод для начала антиправительственных выступлений. Уже несколько месяцев как выяснилось, что турецкая полиция вела слежку за частью членов правительства, их семьями, и многими высокопоставленными турецкими чиновниками и крупными бизнесменами.

Операция под названием «Большая взятка» перешла в решающую фазу 17 декабря, когда было задержано более 80 человек. Среди них оказались, в частности, сыновья трех членов правительства Эрдогана – главы МВД, министра экономики и их коллеги, отвечавшего за окружающую среду и градостроение. Обвинения были выдвинуты весьма разнообразные: от незаконной выдачи разрешений на строительство, контрабанды и отмывания денег до пособничества в выдаче турецкого гражданства за взятку.

Следует отметить, что сама операция, ее полицейский характер и тот факт, что задержаны были очень близкие к премьеру люди, напомнили об антикоррупционном расследовании в Чехии, по результатам которого в этом году ушло в отставку правительство Петра Нечаса.

Однако Эрдоган, несмотря на призыв одного из заподозренных в коррупции министров, сам уходить не стал. Взбешенный премьер назвал происходящее «темным заговором», заговорил о шпионах и предателях, пытающихся помешать развитию Турции, которым надо «переломать руки», однако добиться прекращения расследования не смог.

Разменной монетой оказались несколько полицейских офицеров, непосредственно руководивших задержаниями, которые были отправлены в отставку за превышение полномочий. Однако сам Эрдоган понес гораздо более крупные потери. Все трое попавших под подозрение министров подали в отставку. В связи с этим премьер пошел на масштабные перестановки в правительстве. Помимо тройки отставников, в том числе и ключевого министра внутренних дел, своих постов лишились еще семеро членов кабинета. Среди них, как особо отмечает турецкая пресса, глава ведомства по взаимоотношениям с Европейским Союзом.

В основном, новые министры – это депутаты парламента от правящей партии, близкие лично к Эрдогану. По словам одного из лидеров турецкой либеральной оппозиции Кемаля Кылычдароглу, которого цитирует газета «Аль-Ахрам», все произошедшие перестановки свидетельствуют о намерении Эрдогана создать полностью лояльное себе лично правительство и ключевую роль в новом кабинете будет играть именно новый глава МВД Эфкан Ала.

Полной ясности в том, почему Эрдоган решился на такие массовые отставки, пока нет. Можно говорить как о стремлении сохранить пост главы правительства за собой и избежать досрочных парламентских выборов, по итогам которых власть может перейти к оппозиции, так и попытке очистить кабинет министров от потенциальных «предателей». По одной из версий, речь идет о конфликте внутри правящей Партии справедливости и развития. Она якобы раскололась, и противоположный лагерь возглавляет президент Турции Абдулла Гюль, за которым стоит весьма состоятельный богослов Фетхуллах Гюлен, проживающий в добровольной эмиграции в США с 1999 года, но активно поддерживавший оттуда Партию справедливости и развития, начиная с выборной кампании 2002 года. Теперь отношения Эрдогана и Гюлена резко обострились, результатом чего якобы и стала спецоперация полиции.

Впрочем, даже если речь идет о внутрипартином конфликте и борьбе за власть в рамках Партии справедливости и развития, это вовсе не означает, что либеральные и другие оппозиционные партии не смогут воспользоваться плодами нынешнего скандала. В марте в Турции пройдут муниципальные выборы и шансы ПСР победить на них падают на глазах. А если скандал не закончится одними задержаниями и дело будет доведено до суда, то он наверняка затянется до 2015 года, когда должны пройти парламентские выборы. Разумеется, в том случае, если раскол внутри ПСР, а также усилия оппозиционных партий не приведут к досрочным парламентским выборам. А они могут поставить конец в истории «исламской демократии», которую второе десятилетие строит в Турции Реджеп Эрдоган.

Иван Преображенский