Posted 14 февраля 2014,, 14:52

Published 14 февраля 2014,, 14:52

Modified 31 марта, 15:01

Updated 31 марта, 15:01

Кризис с ЕГЭ - сознательная уловка

14 февраля 2014, 14:52
Скандал вокруг приказа Минобрнауки, понуждающего вузы изменить список вступительных экзаменов за несколько месяцев до ЕГЭ, вызван желанием чиновников избавиться от «излишнего» количества абитуриентов, полагают эксперты.

Российские вузы по приказу Минобрнауки могут изменить список вступительных экзаменов в вузы в 2014 году за несколько месяцев до ЕГЭ – это сообщение вызвало шоковую реакцию у будущих абитуриентов и бурю возмущения их родителей.

«Выпускников школ ожидает неприятный сюрприз: им придется сдавать не те экзамены, к которым они готовились», - отмечает газета «Коммерсант», сообщившая об этом нововведении.

В Минобрнауки попыталось представить критику своих действий как продукт деятельности некоего «репетиторского лобби». «Общественная волна, поднявшаяся вокруг возможного изменения списка вступительных экзаменов в вузы, - это не позиция абитуриентов, а лоббизм репетиторов», - приводит слова главы департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки Александра Соболева агентство РИА «Новости».

Однако, по мнению экспертов, к которым за комментариями обратился корреспондент «Росбалта», дело не только в репетиторах - неожиданная перемена действительно может принести катастрофические последствия для абитуриентов и их родителей.

Одна из возникающих проблем состоит в том, что чехарда с экзаменами поломает только что выстроенную самим же министерством образования систему и доведет родителей, детей и преподавателей до нервного срыва. Такое мнение высказала «Росбалту» завкафедрой методологии науки, социальных теорий и технологий Пензенского государственного университета Анна Очкина.

Изменение перечня вступительных экзаменов в вузы за полгода до их начала «совершенно недопустимо», - уверена Очкина.

«Это вообще характерно для нынешней политики в отношении образования, которая состоит в том, что даже те изменения, которые можно было бы обосновать, например, введение более гибкой системы экзаменов, разумная мотивировка школьников к изучению всех предметов, делаются неожиданно для всех в приказном порядке», - подчеркнула она.

«Вся система образования за несколько последних лет была заточена на подготовку к ЕГЭ. Реальность такова, что были созданы профильные классы в школах, ученики и их родители были ориентированы на подготовку к определенным экзаменам, так, чтобы другие предметы держать лишь на базовом уровне. Мы можем говорить о том, что это плохо, что система образования была ориентирована на механическое заучивание, что это отрицательно сказывается на содержании образования, но такова была политика», - говорит Очкина.

Изменение перечня вступительных экзаменов в вузы уже приводит к настоящей истерике вокруг единого госэкзамена, который и так всегда окружает достаточно неврастеническая обстановка, отмечает специалист.

По мнению Очкиной, провинциальные вузы будут принуждаться к изменению вступительных экзаменов, особенно по тем направлениям, на которые хотят снизить поток абитуриентов.

Очкина отметила, что очень скептически относится к заявлениям представителей Минобрнауки о том, что изменения в перечне экзаменов были согласованы с вузами. «У нас такие согласования очень часто напоминают принуждение, когда вузу просто не оставляют выбора», - отметила она. По словам специалиста, это объясняется и «карьерными соображениями ректоров, и финансированием».

«Система образования у нас сейчас очень зависима от вертикали. Ректор полностью определяет кадровую и зарплатную политику. От него зависят все работники, а он полностью зависит от центра», - говорит Очкина.

Решение об изменении перечня предметов, входящих в Единый государственный экзамен, катастрофично для абитуриентов, сказал «Росбалту» директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий.

«О том, что изменение ЕГЭ действительно катастрофа для поступающих в вузы, в Минобрнауки не могут не знать, поскольку это делается уже не первый раз», - напомнил Кагарлицкий. По его словам, «это делается сознательно, для того, чтобы меньше молодых людей могли поступить в вуз».

Директор ИГСО обратил внимание на то, что эта цель особо и не скрывается чиновниками. «В Минобрнауки говорят, что они испытывают дефицит средств и используют другие уловки, чтобы сократить количество бюджетных мест не только для уменьшения расходов, а просто для того, чтобы сделать высшее образование недоступным для значительной части населения, превратить его, с одной стороны, в элитное, а с другой, в коммерческое», - подчеркнул эксперт.

Приказ Минобрнауки нарушает принцип, согласно которому правила не должны меняться по ходу игры, заявил «Росбалту» политолог Павел Кудюкин. По его мнению, если даже в министерстве решили изменить перечень предметов, входящих в ЕГЭ или дополнительных предметов, которые вуз заявляет в качестве вступительных, произведено это может быть не сейчас, а только к следующему, 2015 году.

«Но в целом этот случай - лишь дополнительное указание на то, как плохо продумана система ЕГЭ», - уверен эксперт. «Раз эта система регулярно сбоит, это показатель того, что в ней что-то ненадежно», - отметил он.

Профессор Московского педагогического государственного университета Елена Галкина рассказала «Росбалту», что в современном российском образовании уже давно сложилась практика, в соответствии с которой «последние два года обучения ученик в школе не учит никакие другие предметы, кроме тех, что он будет сдавать по ЕГЭ». Соответственно, считает она, изменение перечня предметов, входящих в ЕГЭ поставит школьников в очень тяжелое положение.

«ЕГЭ не показывает реальных знаний ученика по школьной программе, не показывает его понимания предмета. ЕГЭ это очень специфическая сфера. К сдаче ЕГЭ даже готовят по другим методикам, нежели те, которые применяются в школе», - говорит эксперт.

«Но что теперь получается? Ребенка год или полтора с помощью репетитора натаскивали на сдачу определенного предмета, а теперь надо сдавать совершенно другой, который он, благодаря этой системе, совсем не знает. За полгода подготовить к успешной сдаче экзамена практически невозможно. Очевидно, что выгодополучателями в этой ситуации становятся теперь даже не репетиторы, которые давали хотя бы какие-то знания детям, а те

коррупционные структуры, которые просто продают ЕГЭ», - считает Галкина.

Столь явное отсутствие поддержки в обществе и в профессиональной среде, видимо, привело к тому, что Минобрнауки начало давать задний ход в этом вопросе. «Российские вузы как минимум до конца марта имеют возможность отменить свое решение и вернуться к прежнему списку вступительных испытаний для абитуриентов 2014 года», - сообщил в пятницу журналистам замминистра образования и науки РФ Александр Климов.

Александр Желенин