Posted 4 апреля 2014,, 15:27

Published 4 апреля 2014,, 15:27

Modified 31 марта, 14:13

Updated 31 марта, 14:13

«Хороший Гитлер» - это нелегально

4 апреля 2014, 15:27
Госдума решила карать пятью годами тюрьмы за реабилитацию нацизма. Кроме того, уголовно наказуемой в России может оказаться и критика действий советского руководства во время Второй мировой войны.

Законопроект об уголовном наказании за реабилитацию нацизма заручился в пятницу в Госдуме при рассмотрении в первом чтении поддержкой всех думских фракций. С момента его внесения в палату прошло почти пять лет и за это время как минимум дважды сменились не только авторы этого документа, но и его концепция.

Сами депутаты признались, что проект мог бы пролежать в Госдуме еще несколько лет, если бы не скандальная история с опросом о судьбе блокадного Ленинграда на телеканале «Дождь» и шумихой вокруг «бандеровцев на Украине». Теперь на Охотном ряду говорят, что закон станет одним из подарков ветеранам ко Дню Победы 9 мая.

Остальным придется внимательно изучить новую статью Уголовного кодекса - 354.1 «Реабилитация нацизма». Под таковой в Госдуме предложили понимать "отрицание фактов и одобрение преступлений", установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран "оси".

Публичное одобрение нацизма в СМИ, равно как и фальсификация исторических фактов обернется штрафом до 500 тыс. рублей или тюрьмой на срок до пяти лет, говорится в документе.

Один из разработчиков проекта, глава думского комитета по безопасности Ирина Яровая заявила, что такое наказание оправданно. «Реабилитация нацизма - это расстрел будущего, а носители идеологии фашизма представляют реальную угрозу для жителей всех стран», - сказала она.

При этом, по словам Яровой, уголовное наказание за подобное преступление действует во многих европейских странах. Она также напомнила о решении Евросоюза, которое содержит указание на введение тюремного срока за его совершение - как минимум от трех лет.

Несмотря на поддержку законопроекта, у депутатов возникло немало вопросов. Например, «эсер» Оксана Дмитриева хотела узнать, удастся ли по этому закону привлечь к суду политолога Андраника Миграняна - автора недавней скандальной публикации в СМИ, который, по ее словам, фактически реабилитировал нацизм, восхваляя действия Гитлера до 1939 года и сравнивая его с Бисмарком. «Идет ли речь о том, что закон будет распространяться на реабилитацию всех преступлений нацистов, то есть даже тех, что были совершены до вступления Советского Союза во Вторую мировую войну - в 1932-39 годах?», - спросила Дмитриева.

Утвердительный ответ со стороны Яровой не заставил себя ждать. «Приговор Нюрнбергского трибунала затрагивает, в том числе и вопросы становления нацистской идеологии, а также прихода к власти Гитлера», - пояснила она.

А вот на другие «скользкие» вопросы Яровая отвечала уже более уклончиво. Так, она только намекнула на то, что от наказания будут освобождены СМИ, которые публикуют ссылки на сторонние материалы, реабилитирующие нацизм. «В рамках уголовного закона не существует уголовной ответственности юрлиц, преступление - персонально, поэтому мы исходили из общей концепции уголовного права», - сказала Яровая. Судя по ее словам, персонально будет решаться вопрос и с иностранцами, которые решат позлить Россию своими профашистскими высказываниями.

И уж совсем туманным оказался ответ Яровой на вопрос коммуниста Ивана Никитчука, который спросил, будут ли наказывать тех, кто «замалчивает роль и значение верховного главнокомандующего Сталина и «пристегивает» Россию к расстрелу польских офицеров в Катыни».

«Каждое преступление индивидуально, надо смотреть, имеет ли оно умысел и конкретный состав действий», - произнесла, улыбаясь, бывший прокурор Яровая.

Между тем, в законопроекте предусмотрено наказание, в том числе и за «распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР во время Второй мировой войны, соединенных с обвинением в совершении преступлений», установленных приговором Нюрнбергского трибунала.

Эксперты говорят, что эта норма поставит «крест» на критических публикациях в адрес действий советского руководства во время войны.

Неопределенной назвали формулировку и в профильном думском комитете по уголовному законодательству. Так что не исключено, что ко второму чтению эта норма все-таки будет доработана или исключена с тем, чтобы историки и военные эксперты продолжили копаться в архивах в поисках «белых страниц» самой кровавой войны.

Тем не менее, в комитете, похоже, считают ненужным принятие нового закона. Из заключения на этот документ прямо следует, что действующий УК уже содержит наказание за экстремистские призывы, а также возбуждение ненависти и вражды. Введение же еще одной конкурирующей статьи обернется разве что злоупотреблениями и нарушением прав граждан, пришли к выводу в комитете.

Елена Земскова