Posted 14 апреля 2014,, 12:22

Published 14 апреля 2014,, 12:22

Modified 31 марта, 14:05

Updated 31 марта, 14:05

Реформа МСУ позволит обновить политическую систему

14 апреля 2014, 12:22

МОСКВА, 14 апреля. Накануне первого чтения законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Госдуме сегодня прошли парламентские слушания. Депутаты Госдумы, сенаторы, руководители федеральных и региональных органов власти, представители муниципальных образований сошлись во мнении, что поправки в закон об МСУ благотворно повлияют на политическую систему, приблизят власть к людям и помогут создать кадровый резерв.

Один из авторов законопроекта, первый заместитель руководителя думской фракции «Единая Россия», председатель Всероссийского Совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко рассказал, что в адрес рабочей группы, созданной для исполнения поручения главы государства, внесено более 800 предложений, направленных на совершенствование системы организации МСУ. «Их можно разделить на три блока: институциональные основы местного самоуправления, полномочия муниципальных образований, финансовое обеспечение их деятельности», - уточнил депутат.

По его мнению, именно в этой последовательности их и предстоит решать. «Сначала «снять» проблемы институционального характера, создав работоспособную систему местного самоуправления на уровне городских округов. Потом проанализировать полномочия, которые сейчас есть у муниципалитетов, на предмет их соответствия муниципальной природе, - перечислил Тимченко. – Наконец, на третьем этапе, когда мы уже четко определимся с кругом полномочий местного самоуправления вообще и каждого типа муниципальных образований в частности, можно будет приступать к расчету их стоимости и на основе этого – перераспределению финансовых источников внутри бюджетной системы России».

Он добавил, что на втором этапе предстоит подумать «о возврате в муниципальное ведение некоторых функций, которые не так давно изъяли, передав регионам»: в сферах образования, дошкольного воспитания, здравоохранения, социальной защиты. «Эти функции исконно, исторически всегда выполнялись муниципалитетами и являются по самой своей природе муниципальными», - заметил Тимченко.

Что касается следующего этапа, то здесь, по словам парламентария, не мешает обратиться к историческому опыту. «Например, в советские годы на местном уровне было около 40 налогов, сейчас фактически только 1, земельный, плюс 2-3 расщепляемых», - пояснил он.

Гендиректор Института приоритетных региональных проектов, политолог Николай Миронов, в свою очередь, напомнил, что реформа ставит перед собой целый ряд задач. «Во-первых, приближение местной власти к населению, особенно в крупных городах, где возник отрыв между местной элитой и гражданским обществом, - указал эксперт. – Для приближения власти к людям создается дополнительный уровень МСУ. Таким образом, возникает взаимосвязь между территориальными сообществами в городе и самим городским самоуправлением, возникает тесная связка между всеми слоями населения и городской властью».

Кроме того, по словам Миронова, появляется возможность продвижения в городскую власть через районные муниципалитеты «для представителей различных социальных групп, для людей, кто не обладает влиянием, значительными финансовыми ресурсами». «Не только городская олигархия может претендовать на власть. Это и есть социальный лифт, создается кадровый резерв для обновления всей политической системы», - подчеркнул политолог.

Также реформа предполагает разделение политического и хозяйственного функционала. «По новой модели расширяется применение института сити-менеджера, который на конкурсной основе назначается по контракту. Политический же функционал сосредотачивается на депутатском корпусе и главе города», - пояснил Миронов.