Posted 28 апреля 2014,, 14:03

Published 28 апреля 2014,, 14:03

Modified 31 марта, 13:50

Updated 31 марта, 13:50

Ядерным странам брошен вызов

28 апреля 2014, 14:03
Неоправданно малозаметной оказалась, по сути, сенсационная новость: карликовая Республика Маршалловы Острова подала иск в Международный суд в Гааге против девяти ядерных держав.

На днях в мировой печати малозаметной прошла на самом деле сенсационная новость: маленькая тихоокеанская Республика Маршалловы Острова, площадью в 181 км², с населением 56 тысяч человек подала иск в Международный суд в Гааге против девяти ядерных держав. Требования более чем понятны: США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Северная Корея (КНДР) и Израиль должны, наконец, начать ядерное разоружение вплоть до полного уничтожения оружия массового поражения. Отдельный иск предъявлен также администрации президента и Национальной администрации по ядерной безопасности США.

В официальном заявлении министра иностранных дел Республики Маршалловы Острова Тони де Брума говорится о том, в частности, что эти страны, вместо того чтобы начать переговорный процесс о ядерном разоружении, ежегодно модернизируют свои арсеналы, предполагая в следующем десятилетии потратить на эти цели триллион долларов.

Во всей этой отчаянной истории – «Давид против Голиафа», как оценил ее глава американского «Фонда мира в ядерную эпоху» профессор Дэвид Кригер, который многие годы выступал одним из главных двигателей этого процесса, - возникает два главных вопроса. Почему такой трудно подъемной, по сути, мировой проблемой озаботилось крохотное островное государство и каковы, собственно, перспективы этого беспрецедентного иска?

Ответ на первый вопрос лежит, как говорится, на поверхности. Сами эти острова и их аборигены более 65 лет назад оказались в зоне испытаний американских атомных бомб - из-за чего вся их жизнь была разрушена. «Во имя мира и безопасности на земле» - именно такой формулировкой американцы оправдывали проведение «дьявольских», как называли их островитяне, испытаний своего оружия на островах, которые к тому времени были уже захвачены США, а позже переданы под опеку ООН.

Первое надземное испытание было проведено здесь 30 июня 1946 года. Затем в течение 12 лет последовало еще 67 смертельных тестов на островах Бикини (Bikini) и Инивитэйк (Enevetak) общей мощностью 108 мегатонн, что эквивалентно более чем 7000 «Хиросим». 25 июля 1946-го у одного из островов был произведен подводный взрыв. В 1952 году на Инивитэйке военные испытали первую американскую водородную бомбу в 10,4 мегатонны, что в 750 раз мощнее хиросимской атомной.

В 1954 году на Бикини было проведено секретное испытание под кодовым названием «Браво» («Bravo»). Остров был практически уничтожен водородной бомбой, в тысячу раз превышающей мощность сброшенной на Хиросиму. «Ядерная» история этих несчастливых тихоокеанских островов и их обитателей, – пишут Посол мира ООН Джейн Гудолл и волонтер «Корпуса Мира» Рик Эссетла в газете San Francisco Chronicle, - пример преступления против человечности, которое освящалось «борьбой за мир» с помощью новейшего ядерного оружия, требовавшего испытаний и усовершенствований. Люди на островах Ронгилеп (Rongylap) и Утрик (Utrik) получили ожоги кожи, у них выпали волосы. В отчете же Комиссии США по атомной энергии для печати было сказано, что несколько американцев и маршалльцев «получили небольшую дозу радиации. Но ожогов не наблюдалось. Все прошло нормально». Наверное, именно поэтому через несколько дней жителей с островов Ронгилеп и Утрик эвакуировали.

В секретном же отчете властей указывалось, что радионуклидными выпадениями в результате испытаний в рамках проекта «Браво» могут быть загрязнены 18 островов и атоллов. Спустя несколько лет в отчете министерства энергетики США было отмечено, что, помимо упоминаемых 18-ти, другие острова также были загрязнены, причем пять из них - обитаемы, на них живут люди.

Ирония судьбы заключалась в том, что спустя несколько лет островитянам с атоллов Ронгилепа и Утрика позволили вернуться в родные места, которые, по лживым заявлениям американских властей, «были только слегка загрязнены и вполне безопасны». Но сразу по их возвращении Национальная лаборатория в Брукхэвене (Brookhaven National Laboratory) окатила переселенцев холодным душем. Ученые опубликовали заключение, что здесь «уровень радиоактивности выше, чем где-либо в мире», поэтому… «жизнь этих людей на острове позволит получить самую ценную информацию о влиянии радиации на человека». Так маршалльцы стали бесплатными подопытными кроликами.

Однако, несмотря на закрытость для СМИ ядерных испытаний США в Тихом океане, информация о них все же просочилась в прессу. По всему миру прокатилась волна протестов. Именно тогда возникло мощное антиядерное Пагуошское движение, со своим знаменитым Манифестом против ядерного оружия выступили всемирно известные ученые Альберт Эйнштейн и Бертран Рассел. В 1955-м (в разгар ядерных испытаний на Маршалловых островах) по инициативе группы известных физиков-ядерщиков был учрежден Научный комитет ООН по действию атомной радиации.

Понимая, что происходит, более двух тысяч американских ученых в 1957 г. выступили с требованием к властям немедленно остановить испытания. Около десяти тысяч исследователей из более чем четырех десятков стран направили письмо протеста генеральному секретарю ООН. Однако в ответ на требование жителей Маршалловых островов прекратить ядерные испытания Великобритания, Франция и Бельгия предложили ООН согласованный проект резолюции, в котором цинично указывалось, что США имеют право проводить ядерные испытания на подопечной территории «в интересах всеобщего мира и безопасности».

К тому времени и Великобритания, и Франция уже вовсю проводили собственные ядерные испытания, и запрет на подобные действия США автоматически поставил бы крест и на их собственных ядерных разработках. Поэтому, несмотря на протесты мировой общественности, США продолжали осуществлять ядерные взрывы в Тихом океане.

Советский Союз, испытавший собственную атомную бомбу в августе 1949-го, тоже поучаствовал в кампании против ядерных испытаний в Тихом океане. В 1956-м СССР объявил мораторий на них, полагая, очевидно, что пока еще немногочисленные ядерные страны последуют его примеру. (Ясно, что обескровленной во Второй Мировой войне стране полномасштабная ядерная гонка была не по силам.) Но США и Великобритания не согласились на это предложение и провели 30 новых взрывов, в том числе на Маршалловых островах. Последний «ядерный гриб» вырос над ними в 1958 году.

Первые опухоли щитовидной железы появились у жителей Ронгелапа в 1963-м, спустя 9 лет после испытаний одной из самых мощных водородных бомб. Из-за ядерных испытаний около тысячи жителей Маршалловых островов, по данным независимых международных экспертов, умерли от рака и других болезней. Только 1865 человек официально были признаны властями США жертвами, и им была выплачена компенсация в размере более $80 миллионов.

В 2007 г. пострадавшие с помощью юристов неправительственных организаций все же добились решения о компенсации в один миллиард долларов и для других тысяч аборигенов, попавших под ядерную раздачу. Однако все это остается на бумаге: денег в США для финансирования фонда, занимающегося выплатами жертвам, нет.

Примечательно, что, подавая иск в международный суд, республика вовсе не просит о выплатах компенсаций, заявляя иные, более высокие цели в интересах всего мира: «Наш народ пострадал от катастрофического и непоправимого ущерба из-за этого оружия, и мы клянемся бороться, чтобы никто больше на Земле не испытал вновь на себе его ужасы», – заявил глава МИД страны Тони де Брум.

Второй вопрос – о перспективе рассмотрения иска - вовсе не кажется таким простым и очевидным. Дело в том, что республика апеллирует к международным обязательствам ядерных стран, имея в виду Договор о нераспространении ядерного оружия. Однако следует понимать, что этим договором, который на самом деле обязывает ядерные страны-участницы разоружаться вплоть до уничтожения оружия, охвачены (кроме около двух сотен государств) пять стран, официально входящих в так называемый «ядерный клуб» - Россия, США, Великобритания, Франция, Китай. Именно к ним вполне применим этот договор. А остальные – Индия, Пакистан, Северная Корея – не являются подписантами ДНЯО, следовательно, не обязаны его исполнять. Ну и Израиль, который тоже не является участником этого международного документа, да к тому же неизменно заявляет о том, что ядерного оружия у него нет, однако подписывать ДНЯО не собирается.

Не удивительно поэтому, что у многих высокопоставленных чиновников этих стран иск Республики Маршалловы Острова не вызвал ни немедленной реакции, ни смятения. Представитель Госдепа США Джин Псаки пока отказалась комментировать журналистам это событие. А представитель МИДа Израиля Пол Хиршсан, как и ожидалось, сослался на то, что его страна не является участником ДНЯО. И вообще – ему «этот иск кажется таким, что не имеет под собой никаких легальных оснований».

Но, похоже, этот дипломатический оптимизм может оказаться легкомысленным. Ведь похожий прецедент уже имел место в 1970-е годы. Тогда Новая Зеландия и Австралия обратились с иском к Франции в международный суд - с требованием, чтобы она остановила свои ядерные испытания в атмосфере над Тихим океаном. А вскоре был принят международный договор о всеобщем запрете таких испытаний.

Что же стало движущей силой нынешней беспрецедентной акции? «У истоков этого события стоит наша организация, - сказал мне глава американского «Фонда мира в ядерную эпоху» Дэвид Кригер, - она играет ключевую роль. Идея подать иск в суд на ядерные государства пришла нам в 2012 году, когда мы чествовали в своем Фонде министра иностранных дел Республики Маршалловы Острова Тони де Брума за его усилия в борьбе против распространения ядерного оружия и за ядерное разоружение».

Дэвид Кригер и десятки других американских и международных НПО, продвигающих вот уже несколько десятилетий идею безъядерного мира, проявляя сдержанный оптимизм, ссылаются также и на беспрецедентное решение Международного суда в Гааге от 1996 года, который признал ядерное оружие и угрозу им незаконными.

Власти Республики Маршалловы Острова и активисты НПО по всему миру ожидают, что этот иск – а по сути, вызов, брошенный ядерным ястребам мира – поддержат другие неядерные государства.

Алла Ярошинская