Posted 5 мая 2014,, 12:34

Published 5 мая 2014,, 12:34

Modified 31 марта, 13:45

Updated 31 марта, 13:45

Газ ушел в свисток

5 мая 2014, 12:34
С началом лета Европу будет ждать новая энергетическая реальность, либо, если судить по неудачным переговорам в Варшаве, масштабная газовая война. ЕС, Россия и Украина пока выдвигают друг другу неприемлемые требования.

Украина наращивает закупки газа из стран Евросоюза. С 1 мая вновь заработал реверс на границе с Венгрией. А через территорию Польши немецкая компания RWE Supply&Trading поставила, начиная с 15 апреля, уже более 60 млн кубометров газа. Между тем переговоры по газу между ЕС, Россией и Украиной, прошедшие в Варшаве 2 мая, провалились. Стороны выдвинули взаимно неприемлемые требования и намерены обсуждать их до конца месяца. Ну а с 1 июня нас ждет либо новая энергетическая реальность, либо, что более вероятно, газовая война.

Варшавская встреча была назначена по предложению Владимира Путина и властей Словакии, которые были сделаны независимо друг от друга. Напомним, российский президент ранее направил лидерам ЕС письмо, в котором предложил договориться о правилах транзита через территорию Украины российского газа в страны Евросоюза. Этот документ европейская пресса назвала неприкрытым шантажом. Однако Еврокомиссия и Германия, как крупнейшая экономика ЕС, поддержали идею переговоров.

Тем более, что у них был и другой стимул начать «газовые» переговоры с Россией. Речь о Словакии, через территорию которой в ЕС поступает около 80% газа, перед этим проходящего транзитом через украинскую территорию. Еврокомиссия в лице энергичного «энергетического» комиссара Гюнтера Эттингера с начала 2014 года добивается от словаков согласия на реэкспорт компанией RWE российского газа на Украину посредством реверса. Однако официальная Братислава упирается. Вначале там были президентские выборы и, вроде, некому было решать, поскольку премьер-министр Роберт Фицо также баллотировался на пост главы государства. Затем, однако, выборы закончились и словаков все же усадили за стол переговоров с украинцами.

И тогда им пришлось ввести в игру, помимо Брюсселя, Берлина, Братиславы и Киева еще одну столицу — Москву. Словацкое правительство объявило, что не возражает против организации реверсных поставок газа на Украину, они даже готовы оплатить строительство новой короткой ветки газопровода (чего раньше требовали от украинцев). Есть только одно условие — соглашение должно быть достигнуто с участием России, она должна подтвердить, что не возражает. Против чего именно — пусть решат в Москве. Это может быть реверс, или прямая продажа украинцам газа, закупленного RWE, как только он пересекает российскую границу, что противоречит ныне действующим договорам.

В итоге, на 2 мая в Варшаве были назначены переговоры в формате Россия-ЕС-Украина (хотя Москва предлагала обойтись без делегатов из Киева). Каждая из сторон, как выяснилось позднее, ехала в польскую столицу со своими предложениями, а приглашающая сторона, приготовила еще и свой небольшой «пакет». Как бывает в подобных случаях, шансов договориться не было.

Началось с того, что поляки предложили Евросоюзу создать единый энергетический союз и совместно отстаивать свои интересы, не ведя сепаратных переговоров с поставщиками энергоносителей, в первую очередь, разумеется, с Россией. Еврокомиссар Гюнтер Эттингер эту идею поддержал. И, в свою очередь, выдвинул заметно более радикальное предложение: закупать всем странам ЕС газ у России по единой цене.

В свою очередь российская делегация сообщила, что подаст в международный арбитраж, чтобы запретить реверсные поставки (в ее трактовке реэкспорта) российского газа на Украину германской RWE через Польшу, Венгрию, а в потенциале и Словакию. Что касается официального Киева, то он, по требованию российской стороны, должен с июня начать платить за газ «вперед». То есть, ближайший счет будет выставлен 16 мая. И газ на Украину поступит ровно в том объеме, в каком будет предоплачен. Что, с учетом плачевного состояния украинских финансов, может означать, что серьезных поставок не будет.

В Москве почти уверены, что этом случае, как недвусмысленно дают понять российские источники, близкие к «Газпрому» и правительству, Украина вынуждена будет начать незаконный отбор газа из трубопроводов. А значит, ЕС недополучит газа. И, между прочим, не сможет осуществлять реэкспорт «голубого топлива» украинскому «Нафтогазу», поскольку тем же словакам самим не будет его хватать.

Таким образом, стороны обозначили свои переговорные позиции. И объявили, что намерены продолжать переговоры до конца мая. Хотя вряд ли стоит рассчитывать, что и к этому сроку договориться удастся. Для Украины предложение о предоплате газа неприемлемо. Если только она не получит, наконец, кредит от МВФ. Да и то, тогда большая его часть просто уйдет в карман «Газпрома», а украинская экономика останется в той же яме, в которую она провалилась еще в 2013 году при Викторе Януковиче.

В свою очередь ЕС категорически отказывается поддаваться на откровенное давление со стороны России, которое в Европе давно уже принято называть «газовым шантажом». Речь, разумеется, в первую очередь, о запрете на реверсные поставки газа на Украину, которые обеспечили бы ее минимальную энергетическую безопасность, хоть вряд ли закрыли бы все ее потребности. В апреле исполняющий обязанности министра энергетики Украины Юрий Продан предполагал, что в 2014 году его страна экспортирует 27-33 млрд кубометров газа, а через Словакию, Венгрию и Польшу можно реэкспортировать не более 15 млрд кубометров газа за год, то есть до конца 2014 года около половины от этого объема.

В свою очередь, Москва не согласится на определение единой цены на газ для всех стран ЕС. Во-первых, это формальное нарушение договоров, которые заключены вовсе не между правительствами, а между «Газпромом» и его дочерними структурами и европейскими компаниями. Во-вторых, это лишит Россию возможности энергетического и политического лавирования, которую она имеет сегодня, когда может поставлять газ своим «стратегическим партнерам» в Германии дешевле, чем, скажем, находящимся заметно ближе к России Польше, Литве или той же Украине. Последняя, правда, не входит в ЕС и не может подпасть под действие это соглашение, даже если бы Еврокомиссия сумела его продавить.

Впрочем, главное препятствие, это даже не политика, а микроэкономика менеджмента «Газпрома» и руководителей его дочерних и партнерских компаний. За счет разницы цен, реэкспорта, перепродаж и взаимных поставок «голубого топлива» эти люди сегодня, по мнению аналитиков, зарабатывают неплохие деньги. Единая цена похоронит их «маленький» бизнес, так что они будут бороться за разнообразие цен до последнего кубометра газа, даже с риском оставить ЕС без «голубого топлива» зимой 2014-2015 годов.

Собственно, зима и будет главным арбитром в этом газовом споре. По мере ее приближения, позиции сторон будут неизбежно сближаться. Совсем срывать поставки «Газпрому» не с руки, а ЕС вовсе не хочет, чтобы замерзли центральноевропейские страны, вроде той же Словакии. Впрочем, эти экономические рассуждения упираются в политическую реальность событий на Украине. Например, прямое военное российское вмешательство там обнулит все ранее достигнутые договоренности.

Иван Преображенский