Posted 23 мая 2014,, 17:36

Published 23 мая 2014,, 17:36

Modified 31 марта, 13:27

Updated 31 марта, 13:27

Путин ругает США и смотрит на восток

23 мая 2014, 17:36
Президент РФ на Петербургском международном экономическом форуме недвусмысленно высказал свое отношение к политике Штатов, Евросоюза и Украины, а также отметил, что Россия будет ориентироваться на сотрудничество с Китаем.

Президент РФ Владимир Путин в своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме в очередной раз попытался донести до мирового сообщества главную мысль последних месяцев: Россия спаситель и освободитель, а не агрессор, а США явно всюду не правы и ведут себя, мягко говоря, некрасиво — начиная с ситуации с ПРО, заканчивая историей со скандальным Эдвардом Сноуденом. Правда, американских «ушей» в зале «Ленэкспо» было совсем немного — большинство влиятельных лиц заморских компаний в Петербург просто не поехали.

Несмотря на бойкот ПМЭФ-2014, который объявили (или им пришлось объявить) первые лица крупнейших американских предприятий в связи с известными политическими событиями, на форуме присутствовало довольно много важных инвесторов, в том числе европейских и азиатских. При этом последние в свете нынешней международной обстановки являются для России особенно перспективными. Так, Путин в начале своего выступления критично отозвался о ЕС, который отказывается работать с Таможенным союзом, а сотрудничает только с отдельными его странами. В качестве же центрального события года глава государства назвал подписание договора о Евразийском экономическом союзе. Положительным итогом налаживания международных экономических отношений он также отметил газовый договор на $400 млрд с Китаем. Сотрудничество уже развивается таким темпами, что к 2020 году товарооборот между нашими странами должен достигнуть $200 млрд. В речи президента явно чувствовался уклон российской политики на восток и некая холодность по отношению к Европе.

По теме газового конфликта в Украиной не было сказано ничего нового: покупатель должен расплатиться по долгам и выйти на переговоры о дальнейшем сотрудничестве, однако Украина не делает ни того, ни другого, да и по текущим счетам не платит. "Возникла парадоксальная ситуация: Украина признает контракт, она исполняла его в течение нескольких лет, а сегодня отказывается по нему платить. Говорят, у Украины трудное экономическое положение. Мы знаем. Поэтому мы ведем себя по-партнерски", - отметил президент.

Политическая ситуация на Украине, как и предполагалось, стала центральной темой в выступлении главы государства и его дальнейшем общении с участниками пленарного заседания. Эта часть речи была словно исповедью спасителя-миротворца, который жаждет мира во всем мире и не хочет, чтобы «единственным средством коммуникации был автомат Калашникова" (о чем президент заявил, отвечая на вопрос о возможном запрете доступа к соцсетям и блогам).

"Госпереворот совершили, с нами не говоря… Следующий шаг — НАТО, а нам снова говорят, что нас не касается, что это не против нас. Что значит "не против вас"? С нами никто никогда не разговаривает. Мы уже устали от такой формы ведения дискуссии. У нас возникают озабоченности. Что нам остается делать? Люди на Юго-Востоке Украины были напуганы, и граждане выразили желание обратиться к России. Что мы сделали? Мы обеспечили свободу волеизъявления (на референдуме о статусе Крыма и Севастополя — прим. "Росбалта"). И вы согласитесь, если бы мы этого не сделали, то сейчас там было бы хуже, чем в Одессе».

При этом, по словам Путина, Россия с уважением отнесется к решению украинцев и будет работать с той властью, которая победит на скорых выборах: "Мы действительно хотим, чтобы на Украине были мир и спокойствие. Мы заинтересованы, чтобы на наших западных рубежах были мир и порядок. (…) И, конечно, после выборов будем работать с теми структурами, которые выберут. Но мы хотим, чтобы были приостановлены боевые действия. Вот сейчас мы разговариваем, а там танки обстреливают людей, журналистов хватают, держат в застенках гестапо. Что это за условия проведения выборов?».

Немалой критике со стороны Владимира Путина подверглись и Соединенные Штаты Америки. Помимо НАТО вспомнил он историю с размещением ПРО: "С нами никто не считается. То же самое происходило с ПРО. Нам все время говорят — это не против вас. Президент Медведев (Дмитрий Медведев был президентом РФ в 2008-2012 годах — прим. «Росбалта».) говорил о необходимости подписания хотя бы простой юридической бумажки, что это не против нас. Нет, США напрочь отказались. Какой же это диалог? Если все-таки найдем в себе силы разговаривать откровенно, то качество отношений изменится в лучшую сторону".

Несмотря на то, что Россия продолжает сотрудничать с США в сфере борьбы с терроризмом, по иранской атомной программе и по урегулированию ситуации в Сирии, с надеждой на добрососедские отношения в ближайшие годы давно стоит попрощаться. Так, поговаривают уже о третьем пакете санкций, хотя российская общественность не понимает (или делает вид, что не понимает), чем будет теперь оправдано их применение.

Уже введенные западные санкции, по словам Путина, хоть и причинили российским бизнесменам ущерб (по поводу чего глава государства даже предложил пострадавшим обращаться в суд), но пока не оказали системного влияния на экономику России. В то же время в рамках ПМЭФ многие эксперты винили в рецессии, оттоке капитала и сдержанности иностранных инвесторов в том числе и осложнившиеся международные отношения.

Критике со стороны Путина подверглась даже немного подзабытая история с Эдвардом Сноуденом, который встал поперек горла американским спецслужбам. По мнению президента, Штаты сами виноваты том, что Сноуден скрывается в нашей стране.

«Он оказался на нашей территории из-за непрофессиональных действий США, которые собирались его поймать. Зачем напугали весь мир? Они сажали самолеты с президентами, чем напугали все страны. Сноуден попал в нашу транзитную зону, потом выяснилось, что никто его не принимает. Если бы не пугали мир, то давно бы уже поймали. Но он остался у нас в транзитной зоне, и что нам делать? Россия не та страна, которая выдает борцов за права человека», - отметил Путин.

В шутку президент даже заметил, что если бы опальный экс-сотрудник спецслужб США выдал России какие-нибудь государственные секреты, то сразу же получил бы убежище. Хотя, как говорится, в каждой шутке есть небольшая доля правды.

Внутренней экономической политике в выступлении Путина было отведено не так много времени, а ведущего дискуссии - американского журналиста Джеффа Катмора — эта тема вообще, кажется, не интересовала. Поэтому были названы только общие предложения и меры по укреплению российской промышленности. Для начала президент озвучил то, что уже давно является темой для обсуждения: России нужна технологическая революция. Чтобы ускорить модернизацию производства, президент пообещал повысить налоги для устаревших и вредных производств, предусмотрев при этом механизмы поддержки предприятий для переоснащения. В ближайшее время страну ждет создание специального фонда развития отечественной промышленности и политика импортозамещения по нормам ВТО. В планах правительства - вернуть собственный рынок национальным производителям, ежегодно увеличивать российский экспорт неэнергетических товаров не менее чем на 6%, повысить капитализацию государственных банков и выдавать промышленным предприятиям долгосрочные кредиты со ставкой равной уровню инфляции плюс 1%.

Параллельно президент дал понять — хотя настаивать на сотрудничестве Россия не намерена, заниматься самоизоляцией тоже не станет, и ждет тех иностранных инвесторов, которые не будут поддаваться провокациям. Инвесторы же пока выжидают: грозит ли России третий пакет санкций, и смогут ли местные власти убрать те барьеры, которые отпугивают бизнес от вхождения в российскую экономику.

Мария Бочко