Posted 28 мая 2014,, 12:28

Published 28 мая 2014,, 12:28

Modified 31 марта, 13:22

Updated 31 марта, 13:22

Чрезвычайно жаркая республика

28 мая 2014, 12:28
Неожиданно для большинства российских наблюдателей в Абхазии вспыхнул бунт. Протестующие захватили президентскую администрацию, добились отставки правительства и требуют ухода президента Александра Анкваба.

Неожиданно для большинства российских наблюдателей, а может и Кремля, в Абхазии вспыхнул бунт. Протестующие захватили президентскую администрацию, добились отставки правительства и требуют ухода президента Александра Анкваба. Мирить горячих жителей признанной Россией республики отправился Владислав Сурков.

Если судить по новостным сообщениям, события разворачивались весьма стремительно. Формально все выглядит так. 27 мая в столице Абхазии городе Сухуме собирается «народный сход». Там планировалось, как сообщается, обсудить договор с Россией о нефтедобыче, проблемы паспортизации и безработицы. Однако обнаружилось и «прочее», как обычно бывает на подобных собраниях. Это прочее вылилось в требование отставки правительства, которое было адресовано президенту Александру Анквабу. Сказано - сделано, выдвинув требование, толпа численностью, по разным данным, от пяти до десяти тысяч человек (это в республике с населением всего около ста тысяч), двинулась к президентской резиденции.

Анкваб встретился с лидерами протестующих. И вроде бы, как его цитирует абхазское агентство «Апсныпресс», договорился об отставке кабинета министров, прокурора и ряда руководителей районов. Однако, добившись уступок, лидеры оппозиции, по словам абхазского президента, хлопнули дверью и дали команду начать штурм резиденции. По версии же самих вдохновителей протеста, они просто потеряли контроль над толпой, возмущенной беззакониями власти.

В итоге Анкваб вынужден был спасаться бегством из своего кабинета. Окна в его резиденции побиты. Правительство то ли отправлено в отставку, то ли нет. «Пламенный оппозиционер» и вечный неуспешный кандидат в президенты Абхазии Рауль Хаджимба заявил, что Координационный совет оппозиционных партий и организаций берет на себя временное руководство республикой и будет заниматься формированием всех необходимых структур в Абхазии. Парламент республики собрался, чтобы без насилия разобраться, кто прав, а кто виноват. Ну а Анкваб перевел на «усиленный вариант» несения службы сотрудников МВД. В его окружении происходящее оценили как попытку государственного переворота.

В сложившейся ситуации у Москвы просто не было иного выбора, кроме как выступить в роли третейского судьи. Ведь ситуация в Абхазии, где оружие после войны еще с 1990-х годов есть почти в каждом доме, слишком легко может выйти из-под контроля. Поэтому, как сообщает местное агентство «Апсныпресс», Кремль срочно отрядил в Сухум переговорщиков в лице президентского помощника Владислава Суркова и замсекретаря Совета Безопасности РФ Рашида Нургалиева. Что интересно, языком бюрократии советского времени обоих можно отнести к так называемым «национальным кадрам». Русским, без знания восточного колорита, «клановые» конфликты, похоже, урегулировать не доверяют.

Проблема в том, что Россия в Абхазии является не только третейским судьей, но и одной из сторон конфликта. Точнее, сразу двумя. Во-первых, именно Москва в свое время, после неожиданной и скоропостижной кончины предыдущего абхазского президента Сергея Багапша (которая случилась ровно три года назад), буквально навязала Александра Анкваба, после подобных же беспорядков, в которых также участвовал Рауль Хаджимба. А ранее все тот же Хаджимба, выступая напротив как предпочтительный для Москвы кандидат, пытался добиться пересмотра итогов выборов, на которых победил Багапш.

Во-вторых, конфликт происходит из-за договоров с Россией, которые не все в Абхазии, как ни странно, считают равноправными. А также и по вопросу о возвращении беженцев, покинувших республику во время войны в начале 1990-х годов. Наконец, речь идет и о дележе российской помощи, выделенной на становление «абхазской государственности», и оцениваемой самими абхазами без малого в миллиард долларов.

Так что Москва никак не может «подняться над схваткой». Масштабы, разумеется, несопоставимы. И Анквабу, и лидерам оппозиции, включая Хаджимбу, явно придется слушать и даже слушаться Суркова и Нургалиева. Порядок будет восстановлен в ближайшие дни, а компромисс — найден. Наверняка, к всеобщему удовольствию, а также материальному удовлетворению. Но проблему в целом это не решит. Потому что для ее решения Москве на деле, а не на словах надо выступить в качестве третейского судьи. А это сегодня явно нереально. Так что надо ждать новых беспорядков уже года через два-три после триумфального соглашения (а заодно и подписания нужных договоров с Россией), которое наверняка «выбьет» из абхазов Владислав Сурков.

Иван Преображенский