Posted 14 июня 2014,, 06:00

Published 14 июня 2014,, 06:00

Modified 31 марта, 13:07

Updated 31 марта, 13:07

Конфликт на стыке традиций

14 июня 2014, 06:00
Власти гватемальского городка потребовали, чтобы его покинули евреи. Это первый такой случай после Второй Мировой. Причиной стал конфликт с местными жителями из-за «несоблюдения местных обычаев».

Мэр гватемальского городка Сан-Хуан Родольфо Лопес вручил членам местной еврейской общины официальное уведомление о том, что они обязаны покинуть город в течение 45 дней. Как объяснил господин Лопес, «это решение народа, а мэр лишь является его исполнителем».

По утверждению мэра, евреи не следовали местным обычаям, что крайне раздражало горожан. «Например, когда иудеи покупают что-то в магазине, они требуют, чтобы товар положили на прилавок, так как не хотят соприкасаться с «нечистыми». Если ты живешь в Сан-Хуане, то обязан следовать местным правилам этикета. Если я поеду в США, то буду обязан адаптироваться к стилю жизни гринго», - заявил мэр Сан-Хуана.

Корреспондент «Росбалта» неоднократно бывал в Сан-Хуане до нынешних драматических событий. Местная еврейская община насчитывает десять семей хасидов (около 30 человек), переселившихся сюда шесть лет назад из Мексики. Для городка с населением чуть больше тысячи человек это заметное число. Одетые даже в сорокоградусную жару в шляпы и долгополые черные сюртуки, мексиканские хасиды попадаются на улицах поселения достаточно часто и стали уже своеобразной местной экзотикой.

Атмосфера начала накаляться около полгода назад после того, как хасиды построили синагогу. По городку поползли слухи, что «евреи собираются захватить Сан-Хуан». В городе стали появляться листовки, где описывались «грехи иудеев». Около двух месяцев назад местные подростки закидали синагогу камнями, а вызванные евреями полицейские стали помогать хулиганам. На следующий день по городу поползли слухи о погромах, и некоторые еврейские семьи предпочли на ночь уехать из города.

Сан-Хуан расположен на берегу озера Атитлан, вокруг которого компактно живут индейцы-майя. Они очень консервативны и во многом соблюдают тот уклад жизни, который «вбили» в них колонизаторы несколько веков назад. Так, местную женщину, которая рискнет появиться на людях в короткой юбке, попросту закидают камнями. Признаться же в нетрадиционной сексуальной ориентации рискнет лишь явный самоубийца.

В каждой индейской деревеньке, костел – это главное место поселения. При этом религия у индейцев довольно шумная. Проповеди через громкоговоритель начинаются с раннего утра (что, замечу, очень мешает спать) и с перерывами продолжаются до вечера, когда к ним добавляются репетиции церковного хора. Причем майя не только поют, но и играют на электронных инструментах, а также азартно бьют в барабаны.

По субботам устраивается крестный ход: индейцы с пением носят по деревням тяжелые статуи Христа и Мадонны, периодически падая ниц. Их путь полагается осыпать красными лепестками цветов, поэтому мостовые индейских деревень часто окрашены в багряный цвет.

Искренняя религиозность майя не вызывает сомнений, и в некотором смысле они как раз являются хранителями тех «истинных христианских ценностей», о которых сегодня так много говорят в России. Кстати, после скандала в Сан-Хуане я задался вопросом, что было бы, если в маленьком русском городке поселились бы несколько десятков диковинных людей в черных сюртуках, брезгующих здороваться с местными жителями за руку? Уверен, что у этих людей тоже возникли бы проблемы – не с властями, так с местными хулиганами.

Как показывает опыт Сан- Хуана, традиционализм общества может открывать дорогу откровенной ксенофобии. Сан-хуанская проблема заставила меня иначе взглянуть и на нравственную состоятельность традиционного общества. Так, религиозность майя у них как-то умудряется сочетаться с очень высоким уровнем преступности. Воровство здесь стало уже таким заурядным явлением, что почти не воспринимается как криминал. Живущие здесь иностранцы твердо знают, что там, где бывают майя, вещь без присмотра нельзя оставить даже на несколько секунд. Например, даже на платном пляже купающиеся оставляют одного «дежурного» на берегу, чтобы он присматривал за вещами.

Грабежи с мачете на горных дорогах не являются редкостью и случаются каждый месяц. Жестокость майя тоже порой поражает. В поселке, где я жил, местный паренек продавал авокадо на центральной площади. Через несколько месяцев его труп, изрубленный мачете, нашли на окраине села – эта была «плата» за то, что юноша, как выяснилось, воровал плоды в соседней деревне.

Криминал – не единственная проблема майя. Настоящим бичом здесь стал алкоголизм. Спящих на улице алкоголиков (в том числе женщин) здесь можно встретить гораздо чаще, чем в России. В местных магазинах даже практикуется необычная услуга – за десять центов (в местной валюте) здесь дают нюхать опорожненную бутылку текилы.

Мне могут возразить, что грешат как раз нерелигиозные индейцы. Да, скорей всего это так, но очевидно, что консервативное общество отнюдь не является панацей ни от преступности, ни от ксенофобии.

К слову, на озере Атитлан расположено множество поселков-коммун западных левых. Большинство их обитателей совершенно нерелигиозны и просто помешаны на модных либеральных ценностях, в том числе на правах религиозных меньшинств. Эти белые «безбожники» почти не пьют, и уж точно не воруют и никого не грабят. Более того, они стали просто горой за сан-хуанских хасидов и даже организовали сбор подписей в их защиту. Увы, этот пример явно не в пользу консерваторов.

Игорь Ротарь, фото автора. Сан-Хуан – Сан-Диего