Posted 16 июня 2014,, 14:30

Published 16 июня 2014,, 14:30

Modified 31 марта, 13:05

Updated 31 марта, 13:05

России грозит новый южный фронт

16 июня 2014, 14:30
События в Ираке и Афганистане, которые раньше называли едва ли не главной угрозой мировой стабильности, для России ушли на второй план. Между тем ось Багдад-Кабул сотрясает настоящее геополитическое землетрясение.

Пока военные действия идут на территории Украины, в России совершенно забыли про Ирак и даже Афганистан, который еще год назад эксперты по безопасности называли едва ли не главной угрозой для мировой стабильности. Между тем на оси Багдад-Кабул происходит настоящее геополитическое землетрясение, в центре которого оказался Иран.

Пока в Рунете показывают кадры бомбардировки Ирака американскими военными во время их войны с Саддамом Хусейном и выдают это за ролики, снятые на Юго-Востоке Украины, боевики группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» плодят новые видеозаписи актов насилия. В течение буквально нескольких недель ранее мало кому известная за пределами страны суннитская группировка захватила крупные иракские города Мосул и Тикрит. Религиозное большинство (шииты) превращаются в беженцев. Американцы говорят, что для них все происходящее оказалось неожиданностью и предлагают запоздалую помощь. Ну а боевики бодро готовятся к наступлению на столицу страны - Багдад. Все это очень напоминает историю движения «Талибан», появление которого в Афганистане тоже стало неожиданностью для зарубежных аналитиков.

В это же самое время грозит резко обострится ситуация в Афганистане, который покидают войска НАТО и американцы. Там на минувших выходных завершился второй тур выборов президента страны. В России эту избирательную кампанию почти никто не заметил, как пресса практически не пишет и о том, какими могут быть ее результаты. А ведь речь, как и в Ираке, идет об угрозе раскола страны. Во второй тур, напомним, вышли экс-глава МИД страны Абдулла Абдулла и бывший министр финансов Ашраф Гани. По итогам голосования они оба заявили о том, что лидируют. И оба варианта вполне вероятны, с учетом того, что победитель первого тура Абдулла Абдулла набрал лишь немногим более 30% голосов.

С учетом того, какой бардак творится сейчас в Афганистане, как полагают наблюдатели, раньше 2 июля не будут подведены даже предварительные итоги выборов. А официальные итоги и вовсе ожидаются к 22 июля. За это время в стране, где и так не утихает гражданская война между «светской властью», признанной мировым сообществом, и талибами, вполне может вспыхнуть еще один масштабный конфликт. На этот раз - между сторонниками двух кандидатов в президенты. Это чревато полной потерей контроля действующими де-юре правителями Афганистана даже над той частью страны, которую им сегодня подвластна, и, в итоге, возвращением талибов к власти. Вплоть до их вступления их в Кабул, где они и сегодня с завидной регулярностью и вполне уверенно проводят теракты.

Разумеется, в Ираке все заметно хуже. Страна и раньше была разделена на шиитские, суннитские анклавы и де-факто отдельный Курдистан. Теперь же статус-кво, установившийся после свержения Саддама Хусейна, нарушен. Сунниты из «Исламского государства Ирака и Леванта» наступают на Багдад, берут Мосул и Тикрит (где большинство населения, правда, также сунниты), заявляют о казни сразу 1700 солдат светской иракской армии, берут в заложники иностранных дипломатов, и даже расстреливают, как сообщается, десятки исламских богословов за отказ принести присягу.

И все же, несмотря на отличия, заметить сходство между происходящим в Афганистане и Ираке совсем несложно. Говорить о каком-то заговоре «мировой закулисы», разумеется, смешно. Однако трудно не предположить, что мировое сообщество слишком увлеклось Украиной. И вот итог - два новых мощных обострения, в центре которых оказался Иран, только-только наладивший отношения с Западом и активно освобождающийся от международных санкций.

В итоге иранские власти вынуждены втягиваться в конфликты на территории соседних стран. Хоть в Тегеране это и отрицают, СМИ сообщают, что в Ираке уже действуют иранские спецподразделения, оказывающие поддержку местным шиитским вооруженным формированиям в противостоянии с суннитскими боевиками. В случае конфликта в Афганистане, Иран также, на фоне постепенного ухода из страны западных военных, вынужден будет взять на себя поддержание хоть какой-то видимости стабильности в этой стране. В общем, в Тегеране явно рано обрадовались примирению с Западом. Теперь у страны другая напасть — войны по границам. И как раз без западного участия. Так что договариваться просто не с кем, остается только воевать и готовиться к наплыву беженцев. При этом воевать на два фронта страна вряд ли сможет, и Афганистан постоянно будет «провисать», превращаясь в угрозу для остальных соседей.

Так что происходящее касается отнюдь не только Ирана. Разумеется, Ирак для России - это очень далеко. В Москве трагедия, разворачивающаяся там, интересует в реальности всех разве что в контексте роста цен на «черное золото». И он действительно начался, что было неизбежно при любом конфликте в главном нефтеносном регионе мира. Помимо этого в Москве разве что не устают злорадствовать по поводу устойчивости «демократии», прилетевшей в Ирак на крыльях американских бомбардировщиков. Сами иракцы явно не виноваты в том, что получили ее таким образом, но российский комментаторы об этом почему-то не вспоминают.

Что же касается Афганистана, то он непосредственно может повлиять на ситуацию даже внутри России. Резкий рост нестабильности, не говоря уже о расколе нынешнего правящего класса, что неизбежно приведет к скорой победе талибов, приведет, в частности, к новому массовому «исходу» афганских граждан в соседние страны Средней Азии. Нестабильная ситуация уже привела к резкому укреплению позиций НАТО в Узбекистане, где появилось представительство Североатлантического Альянса и куда теперь регулярно летают западные военные руководители.

Но это, по большому счету, даже не беда. Бедой будет, например, экспорт нестабильности из Афганистана в Таджикистан и Киргизию, которая, не стоит забывать, едва ли не первый в очереди кандидат в члены Евразийского Союза. Это лишь самые очевидные последствия происходящего сегодня. Будут наверняка и другие. Но о них в России никто сейчас не задумывается - Украина ближе, а внятной внешнеполитической линии в отношении Афганистана (не говоря уж про Ирак) в последние годы выработано так и не было.

Иван Преображенский