Posted 18 июня 2014,, 14:25

Published 18 июня 2014,, 14:25

Modified 31 марта, 13:03

Updated 31 марта, 13:03

Разобьют ли Россию на сектора?

18 июня 2014, 14:25
США ввели ограничительные меры против пяти российских компаний. Однако это еще не «секторальные» санкции. Их обсудят на следующей неделе на саммите ЕС. Однако обсудить — еще не значит ввести. И это отлично понимают в Москве.

США ввели санкции против пяти российских предприятий. Однако это еще не пресловутые «секторальные» санкции. Их будут обсуждать на следующей неделе на саммите Евросоюза. Однако обсуждать — еще не значит ввести. И это отлично понимают в Москве.

Напомним, в ЕС в марте ввели санкции, предусматривающие замораживание активов и запрет на въезд на территорию союза 48 граждан РФ и Украины. В конце апреля ЕС объявил фамилии еще 13 человек и названия двух компаний, в отношении которых были введены санкции. В этот список вошли российские официальные лица и военные, а также шесть руководителей так называемых сил «самообороны» Крыма и Юго-Востока Украины.

Подобные же санкции введены со стороны США. К ним присоединились и многие европейские страны, не входящие в ЕС, и даже ряд государств Юго-Восточной Азии, включая Японию.

Причина уже даже не в присоединении к России Крыма, а в ее активной позиции на Юго-Востоке Украины. Киевские власти, НАТО, представители ЕС и США прямо говорят о том, что считают Москву ответственной за военную поддержку и поставку боевой техники самопровозглашенным Луганской и Донецкой народным республикам, в чьи вооруженные формирования ведут бои с украинской армией на территории Донбасса.

Впрочем, прошлые санкции со стороны США и ЕС в России бодро называли «несерьезными». От них пострадали лишь несколько человек и ряд финансовых структур, во главе с банком «Россия», а также (незначительно) нефтетрейдинговая компания Gunvor. Даже возникшее было затруднение с международными платежными системами Visa и

Mastercard, удалось, пусть и временно, но разрешить. А в качестве подстраховки запустить программу создания Национальной платежной системы, которую, как заявили участники совещания у премьера Дмитрия Медведева, могут запустить уже в 2015 году.

«Тяжелая артиллерия» Запада еще не заговорила. Речь о возможности введения так называемых «секторальных» санкций, то есть, например, решении ограничить экспорт энергоносителей из России или возможности для свободного движения капиталов, принадлежащих российским собственникам.

США уже довольно давно предлагают европейским союзникам именно такой формат. На этом, в частности, настаивает помощник госсекретаря США по европейским делам Виктория Нуланд. На днях она выступала в германском фонде Маршалла в Вашингтоне и сообщила, что США и Евросоюз якобы «работают над серией санкций в отношении энергетического сектора, банковского сектора, в сфере обороны». Нуланд уточнила, что в Белом доме понимают, насколько санкции против России могут бумерангом ударить по самим странам Запада, которые их введут, поэтому стараются распределить нагрузку равномерно.

Европейцы, впрочем, считают явно иначе. Разумеется, речь не идет о том, чтобы президент Франции Франсуа Олланд солидаризировался с позицией Марин ле Пен, лидера ультраправой популистской партии «Национальный фронт», которая в интервью агентству ИТАР-ТАСС недавно заявила, что ЕС надо распустить, валюту евро — отменить, а Париж должен противопоставить себя США и Берлину в вопросе о введении против России санкций.

Однако Олланд, несмотря на настоятельные уговоры США, так и не согласился отменить сделку по продаже российским вооруженным силам вертолетоносцев типа «Мистраль», первый из которых должен быть передан уже в конце этого года.

Великобритания, на словах активно поддерживающая санкции, пока также не торопится следовать американским рекомендациям. Для лондонского Сити российские ценные бумаги, «прокачиваемые» через Лондонскую биржу и миллиарды, хранящиеся на счетах в местных банках, отнюдь не выглядят лишними. А Сити в состоянии повлиять на политику правительства своей страны. Недаром именно британский премьер Дэвид Кэмерон первым согласился на встречу с Владимиром Путиным в Нормандии.

Еще сложнее ситуация в Германии. Один из наиболее пророссийски, как ранее считалось, настроенных политиков — министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер, вынужден озвучивать позицию политического руководства своей страны по ситуации на Украине и санкциям против России. По его словам, по настоянию Берлина и ряда других европейских столиц, обсуждать третий, то есть секторальный, уровень санкций, будут уже на следующей неделе. При этом симпатизирующие России оппозиционные германские политики обвиняют того же Штайнмайера чуть ли не в хронической русофобии, в то время как министр иностранных дел очевидно как может сопротивляется требованиям ввести секторальные санкции как можно скорее.

Что неудивительно, ведь в этом случае потери немецкой экономики не только могут измеряться миллиардами евро, но не исключена и дестабилизации ситуации в стране, где есть компании и производства, ориентированные на российский рынок. Их закрытие резко подхлестнет, например, рост безработицы, о чем постоянно напоминают политикам бизнесмены.

В итоге вопрос о санкциях замирает. Но лишь временно, поскольку налицо относительный консенсус о том, что необходимо постепенно вводить санкции против России, если она не отмежуется от происходящего на Украине и не договорится с Киевом о поставках газа. Эти формулировки постоянно встречаются в европейских аналитических докладах различных финансовых, рейтинговых и консалтинговых агентств. Что неудивительно, поскольку поставки российского газа Украине — это гарантия транзита «голубого топлива» дальше в Европу, тогда как их отсутствие — практически стопроцентная вероятность того, что Венгрия, Словакия, Чехия, Германия и отчасти Польша, а также ряд балканских и центральноевропейских стран недополучат зимой свое топливо, даже если на Юго-Востоке Украины и не начнется полномасштабная война.

И все же, процесс привыкания весьма долгосрочный. Например, по прогнозам экономического географа Натальи Зубаревич, раньше чем лет через пять страны ЕС никак не смогу подготовиться к введению серьезных секторальных санкций против России. И в Москве это прекрасно понимают, продолжая балансировать на грани прямого конфликта с Западом, но не переходя границу, за которой удара по отдельным секторам экономики избежать уже не удастся. А значит, и на следующей неделе вряд ли появятся какие-то новые санкции, кроме уже веденных США ограничений по торговле для пяти фирм, которые могут поставлять в Россию товары двойного назначения из Соединенных Штатов и ЕС. Штайнмайера надо, видимо, в данном случае понимать буквально: представители стран ЕС обсудят не сами санкции, а именно их формат. Не более того. И никакие требования украинского МИДа, попросившего на днях скорейшего введения третьего уровня санкций против России, тут не помогут.

Иван Преображенский