Posted 2 июля 2014,, 14:43

Published 2 июля 2014,, 14:43

Modified 31 марта, 12:48

Updated 31 марта, 12:48

Болгарский кризис добивает «Южный поток»

2 июля 2014, 14:43
Экономический крах привел к досрочной смене власти в Болгарии, в результате чего эта страна уплывает из зоны влияния Москвы. В России ошибаются те, кто думает, что проект «Южного потока» еще можно спасти.

Парламент Болгарии отправлен в отставку, а правительство пытается спасти крупнейшие финансовые организации этой страны за счет помощи ЕС. Кризис привел к досрочной смене власти, и в России ошибаются, если думают, что проект «Южного потока» еще можно спасти. Болгария до следующих выборов уплывает из зоны влияния Москвы.

Уходящий глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу уверяет, что в ЕС до конца года появится единый энергетический рынок, поставки будут диверсифицированы, что подразумевает, в числе прочего, отказ от проекта «Южного потока» в его нынешнем виде. Однако за свои прогнозы нынешний председатель ЕК больше не отвечает, потому что уже скоро будет заменен на осторожного Жана-Клода Юнкера. В свою очередь правительство Венгрии настаивает на реализации проекта «Южного потока» в его нынешнем виде и в кратчайшие сроки. «Тем, кто выступает против постройки газопровода, следует выдвинуть альтернативное предложение, каким образом Венгрия будет жить без энергии», — обращается к брюссельским чиновникам венгерский премьер Виктор Орбан.

Но венгры ничего не решают. Не потому, что их правительство, как Еврокомиссия, скоро уйдет в отставку. Нет, оно только недавно было сформировано по итогам парламентских выборов. Дело в том, что будущее «Южного потока» зависит от позиции Болгарии, где разворачивается правительственный кризис, а в октябре должны пройти досрочные парламентские выборы. И их исход сейчас предсказать не может никто. Особенно на фоне банковского кризиса, который, по мнению властей страны, с одной стороны был искусственно организован, а с другой - вынудил болгарское правительство обратиться за финансовой помощью к Еврокомиссии.

Напомним, географически Болгария — ключевая страна для проекта «Южный поток». Трубопровод проходит по ее территории и альтернативой может быть только Турция. Однако проведение трубы по турецкой земле неизбежно приведет к подключению к «Южному потоку» и иных поставщиков газа, помимо «Газпрома». Именно этого, то есть, допуска в трубопровод альтернативных продавцов «голубого топлива», требует от российской монополии Еврокомиссия.

ЕК добивалась от всех стран-участниц проекта решения приостановить реализацию «Южного потока». Однако Австрия отказалась это делать. За ней последовала Венгрия. Лишь Италия вышла из «Южного потока» - практически одновременно с отстранением от власти Сильвио Берлускони. Сербия долго колебалась, но пока также остается «в потоке». Однако слабым звеном оказалась Болгария. Свою роль сыграли ее сложное экономическое положение и неустойчивость нынешнего правительства, где большинство составляют социалисты.

После того, как кабинет министров отказался пойти на уступки Еврокомиссии и заморозить работы по подготовке строительства «Южного потока», правящая болгарская коалиция неожиданно развалилась. Ее покинула партия турецкого меньшинства «Движения за права и свободы», поддерживаемая крупным бизнесом. После этого на встрече с американскими конгрессменами болгарские власти торжественно капитулировали, объявив о приостановке проекта. Однако затем снова заколебались. Ответом на эти колебания стало назначение новых парламентских выборов на октябрь. А затем в дело вмешался и искусственно организованный банковский кризис.

По версии болгарских спецслужб, злоумышленники распространили слухи о том, что крупнейшие финансовые организации страны оказались в тяжелом положении. В итоге им удалось спровоцировать панику. Население бросилось спасать свои деньги из банков и тем действительно чуть не довело их до банкротства.

Операция по дискредитации болгарской банковской системы была спланированной и многоступенчатой. На верху пирамиды, как полагают в государственном Агентстве национальной безопасности Болгарии (ДАНС), находился зарубежный инвестиционный посредник «Глобал Маркетс», формально прекративший свою деятельность в мае текущего года. Спецслужбы установили, что вокруг него была создана суть фирм по маркетинговым услугам, через которые были распространены слухи о резком падении ликвидности болгарских банков.

26 и 27 июня 2014 года все организации, входившие в эту сеть, отправили клиентам - физическим и юридическим лицам - сотни сообщений с заглавием «Информационный бюллетень относительно рисков для депозитов в болгарских банках». А затем была организована имитация массовых беспорядков около некоторых банковских офисов, чтобы показать, что население действительно бросилось забирать свои деньги.

И болгары в это поверили. В итоге Центробанк страны национализировал четвертый по величине банк - Corporate Commercial Bank (Corpbank), вкладчики которого поспешили вернуть вклады на фоне информации о его сомнительных операциях. Едва устоял и третий по величине банке Болгарии - First Investment Bank. Поэтому болгарский ЦБ заявил о «системной атаке», нарушающей работу банковской системы, которой и занялись спецслужбы.

Как отмечают информированные источники болгарских СМИ в местных спецслужбах, первоначально компания-инициатор кризиса являлась собственностью гражданина Чехии Павла Кочалки и работала в Болгарии по внешней лицензии в стране-члене ЕС. Договор компании, однако, изменялся почти каждый год, а при последних изменениях от 29 ноября прошлого года владельцами стали, кроме Павла Кочалки, Йордан Атанасов Моллов, Томчо Кириллов Джабаров, Роберт Цветанов Димитров. Кто же выступал конечным бенефициаром от искусственно организованного банковского кризиса, как надеются спецслужбы, расскажет задержанный совладелец компании Йордан Моллов.

Предположений о том, кто является инициатором немало. Идет речь и о недобросовестной конкуренции среди болгарских банков. Другие комментаторы обращают внимание на то, что 20 июня индекс болгарской фондовой биржи Sofix рухнул более чем на 7% на фоне опасений по поводу Corpbank. Однако потом индекс повысился на 5%, после того как Европейская комиссия одобрила кредитную линию, нацеленную на поддержку банковской системы Болгарии. Сумма кредитной линии составит 3,3 млрд болгарских левов ($2,3 млрд). Так что речь идет о попытке сыграть на финансовых рынках страны.

Однако есть и третье, не менее логичное предположение. В соответствии с ним, банковский кризис должен был стать катализатором для еще более скорой отставки правительства и назначения досрочных выборов в Болгарии. И выгодно это одной из сторон конфликта вокруг «Южного потока», потому что как Москве, так и Брюсселю, необходимо добиться решительной победы, чтобы повлиять на колеблющихся участников проекта, вроде Сербии.

Сейчас, отметим, по данным соцопросов, победу на предстоящих выборах имеют наибольший шанс одержать болгарские «правые» во главе с экс-премьером Бойко Борисовым, ушедшим досрочно в отставку в феврале 2013 года. Они, как отмечают российские СМИ, выступают против «Южного потока» и вполне могут окончательно свернуть проект, как уже ранее поступили было с проектом достройки российским «Атомстройэкспортом» болгарской АЭС «Белена».

Впрочем, в самой Болгарии считают иначе. Там отмечают, что местные политические партии не имеют в реальности жестких политических установок и легко меняют свою позицию в зависимости от интересов своих спонсоров, как это было с турецким «Движением за права и свободы», чей выход из правящей коалиции и свалил нынешнее правительство.

Так что придут ли к власти «правые» или ее сумеют удержать социалисты — не так уж важно. А вот тот факт, что банковская система Болгарии получит именно кредит ЕС на свое спасение — это существенно. И наверняка отразится на окончательном решении по участию Болгарии в строительстве «Южного потока», которое наверняка до конца текущего года будет принято новым правительством, сформированным по итогам досрочных октябрьских выборов.

Иван Преображенский