Posted 25 июля 2014,, 14:46

Published 25 июля 2014,, 14:46

Modified 31 марта, 12:25

Updated 31 марта, 12:25

Территория привычной войны

25 июля 2014, 14:46
Ближний Восток вновь в огне. Палестинцы обстреливают израильтян ракетами, те отвечают наземной операцией. Погибли уже более 800 человек. Однако вмешиваться никто не торопится, в мире ограничиваются «жестким осуждением».

Ближний Восток вновь воюет. Палестинцы обстреливают израильтян ракетами, те отвечают наземной операцией. Погибли уже более 800 человек. Однако вмешиваться никто не торопится, в мире ограничиваются «жестким осуждением». К войне в Палестине за 70 лет все привыкли.

«Израильская военщина избивает арабскую деревенщину», - писал в 1970-е годы Сергей Довлатов. Этот перефразированный штамп советской пропаганды по-прежнему отражает ситуацию на Ближнем Востоке, где израильская армия (ЦАХАЛ) уничтожила на днях лидера боевой группировки «Исламский джихад» Салаха Абу Хасанина, который погиб вместе с сыном.

Вместе с боевиками гибнут женщины и дети, несмотря на утверждения Израиля о том, что речь идет только о точечных ударах. По утверждению ЦАХАЛ, это связано с тем, что все военные объекты ХАМАС - крупнейшей в секторе Газа военной группировки, а также других объединений боевиков, располагаются в жилых районах в непосредственной близости от гражданских объектов, как бы за «живым щитом».

Военные действия в которых ни одна из сторон не ставит целью окончательную победу над противником, зато гибнут десятки и сотни людей — «фирменный» стиль палестино-израильского выяснения отношений. Точнее, если судить по заявлениям, арабы, может быть, и хотели бы уничтожить еврейское государство, но для этого у них не хватает ни умения, ни ресурсов.

Что касается израильтян, то они, единожды освободив оккупированные ранее палестинские территории, вряд ли теперь когда-нибудь решаться на подобную авантюру, которая повлечет за собой неизбежную гуманитарную катастрофу и резкое усиление давления так называемого «международного сообщества» на Тель-Авив (международно признанная столица Израиля) и Иерусалим (его фактический главный город).

Раньше резкое обострение вялотекущего палестино-израильского конфликта прямо или косвенно было связанно с ирано-американскими отношениями. По крайней мере с тех пор, как Тегеран взял под свое покровительство не только воинственную ливанскую боевую организацию «Хэзболлах», но и боевиков из палестинского ХАМАС. Однако после начала войны в Сирии ситуация в регионе серьезно изменилась. Баланс сил был нарушен. Теперь свои пресс-конференции лидер ХАМАС Халед Машааль проводит уже в Дохе, столице Катара, злейшего врага Ирана и одного из спонсоров боевиков, которые пытаются демонтировать в Сирии проиранский режим Башара Асада.

При этом Машааль не дает никакого ответа на вопрос, зачем именно сейчас его группировка начала военные действия против Израиля и чего она на самом деле добивается. Официальная версия: защита от «воинствующего сионизма» имеющимися в наличии «несовершенными» военными средствами, чтобы добиться допуска палестинцев на территорию Египта через КПП «Рафах» и разблокирование израильтянами Сектора Газа.

Если расшифровывать это требование, то оно будет означать: израильтяне должны частично снять свою блокаду, но главное — заставить новые военные египетские власти разблокировать границу, чтобы через нее вновь потекла контрабанда, за счет которой ХАМАС получал значительную часть своих финансов, во-первых непосредственно участвуя в ней через систему подземных пограничных тоннелей, а во-вторых, собирая некий аналог «импортной ввозной пошлины» с местного населения. Это снизило бы затраты спонсоров ХАМАС на содержание террористической организации, узурпировавшей власть в секторе Газа.

Однако Египет сегодня является идеологическим противником Катара в арабском мире. И прислушиваться к просьбам Израиля не стал бы. Даже если бы еврейское государство и пошло на поводу у ХАМАС. Впрочем, при нынешнем «правом» кабинете, находящимся в Израиле у власти, такую сделку с палестинскими террористами совершенно невозможно себе представить.

Особенно после того, как президентский пост на этой неделе в связи с истечением срока полномочий оставил нобелевский лауреат Шимон Перес, традиционно выступавший за мирное решение палестинского вопроса, а на его место заступил его давний оппонент, бывший спикер Кнессета Израиля, «правый политик» Реувен Ривлин.

Ривлин выступает против схемы «два государства для двух народов». Свою позицию он сформулировал в 2010 году, заявив, что «скорее примет палестинцев как граждан Израиля, нежели пойдет на разделение Израиля и Восточного берега в рамках «двух государств». Что, разумеется, не означает, что новый израильский президент выступает за предоставление арабам израильского гражданства, а только демонстрирует его неготовность уступать любые спорные территории.

Впрочем, на Сектор Газа израильтяне, разумеется, не претендуют. Сегодня наиболее вероятный вариант, который они рассматривают, это полная демилитаризация этого палестинского анклава. Проблема только в том, что такие попытки уже были. И закончились они очередной «интифадой», то есть палестинским восстанием, в результате которой произошла ремилитаризация региона.

Впрочем, есть и другой вариант - «выковыривание» из сектора Газа боевиков ХАМАС и замена их на работников Палестинской национальной администрации. Это, конечно, с точки зрения израильских радикалов отнюдь не идеальный вариант. Но его, как утверждается, поддерживает большинство населения зоны боевых действий. При этом, разумеется, СМИ, цитирующие эти соцопросы, не указывают, насколько такие исследования можно считать репрезентативными для воюющего анклава.

Да это, по большому счету, и не нужно. Главное, что такие опросы соответствуют ожиданиям большинства американских и европейских политиков. Потому они, вероятно, сейчас так вяло и реагируют на проводимую Израилем военную операцию, дожидаясь, пока от ХАМАС, как «агента Катара», останутся лишь рожки да ножки. Тогда можно будет вернуть в сектор Газа бессменного Махмуда Аббаса, который хотя не является давно уже легитимным представителем палестинцев, зато готов к проведению переговоров хоть с Израилем, хоть с ЕС, хоть с США. Что позволит всем заинтересованным сторонам демонстрировать мифический прогресс в деле арабо-израильского урегулирования на фоне того, как «израильская военщина» по-прежнему, как и сорок-пятьдесят лет назад продолжит избивать «арабскую деревенщину».

Иван Преображенский