Posted 28 июля 2014,, 13:51

Published 28 июля 2014,, 13:51

Modified 31 марта, 12:23

Updated 31 марта, 12:23

У Запада против России отросла вторая «Нога»

28 июля 2014, 13:51
Гаагский третейский суд частично удовлетворил иск акционеров нефтяной компании ЮКОС к Российской Федерации, которая должна теперь заплатить около 50 млрд долларов, а также покрыть судебные издержки.

У нас появился новый кредитор. Теперь любая российская собственность за рубежом будет находиться под угрозой ареста по искам акционеров ЮКОСа. Фактически это судебное решение может оказаться пострашнее любых экономических санкций Запада.

Первой о том, что 18 июля Гаагский третейский суд частично удовлетворил иск акционеров нефтяной компании ЮКОС к России, сообщила газета «Коммерсант». Жалоба признана обоснованной, конфискация компании неправомерной, истцы должны получить около 50 млрд долларов, плюс Российская Федерация должна оплатить их судебные издержки в размере еще приблизительно $65 млн.

После того как эта информация появилась в российской прессе, подобные же публикации стали появляться и в европейских изданиях. Ну а министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, не дожидаясь официального сообщения постоянной палаты Третейского суда в Гааге, сразу заявил, что Россия и представляющие ее в суде организации не считают такое решение обоснованным и будут добиваться его пересмотра. «Российская сторона, а также те ведомства, которые представляют Россию в этом процессе, будут использовать все имеющиеся правовые возможности для отстаивания своей позиции», — заявил Лавров.

Ближе к вечеру, растревоженная журналистами со всего мира, пресс-служба Гаагского третейского суда выложила на сайт сообщение, которое подтвердило информацию, ранее опубликованную в российской прессе.

Итак, постоянная палата Третейского суда в Гааге сократила требования акционеров ЮКОСа со $114 млрд до $50 млрд. В остальном суд признал претензии Group Menatep Limited (GML), представляющая интересы Леонида Невзлина, Владимира Дубова и ряда других бывших акционеров ЮКОСа по вопросу фактической экспроприации компании за долги. Юридическое основание для такого решения — нарушение Россией Энергетической хартии, принятой в 1991 году в виде политической декларации об энергетическом сотрудничестве. В 1994 году к этому документу был подписан юридически обязывающий договор, в котором приводились общепринятые мировые правовые нормы инвестиций в ТЭК.

Россия, правда, этот документ применяла лишь частично, поскольку, подписанный в 1994 году председателем правительства Виктором Черномырдиным договор так и не был ратифицирован Госдумой. Собственно именно на этом основании американские адвокатские конторы Cleary Gotlieb и Baker Botts, представлявшие российскую сторону, старались доказать, что требования Энергетической хартии и договора к ней на Россию просто не распространяются, а судиться по делу ЮКОСа истцы имеют право только в рамках национальной, то есть, российской юрисдикции.

Стоит коротко отметить, что третейский суд отличается от привычного для большинства формата суда по многим параметрам. Главный состоит в том, что стороны фактически сами выбирают себе арбитров. На данном процесс Россия выбрала американца Стивена Швебеля, акционеры ЮКОСа в лице GML — швейцарца Шарля Понсье. Ну а третьего арбитра назначил судья постоянной палаты Третейского суда в Гааге, и им стал канадец Ив Фортье. Тем не менее в комментариях «Коммерсанту» один из представителей российской стороны, чье имя в статье не указано, утверждал, что «складывалось ощущение, что РФ сразу признали виновной».

Иск был подан в 2005 году и до 2009 года арбитры разбирались в аргументах сторон. В итоге, к 2009 году они пришли к выводу, что действие на Энергетической хартии на Россию все же распространяется, а сам иск вполне может рассматриваться в Гаагском третейском суде. После этого и началось рассмотрение дела по существо, которое завершилось нынешним решением постоянной палаты, обязавшей Россию выплатить GML и еще нескольким компаниям-истцам, за которыми стоят акционеры ЮКОСа $50 млрд.

Пресса активно обсуждает, есть ли в числе истцов Михаил Ходорковский, чьи представители ранее уверяли, что он не имеет отношения к данным судебным искам. Но это, по большому счету, важно разве что для него самого и «ветеранов» информационных войн в России конца 1990-х и начала 2000-х годов. С экономической точки зрения существенен лишь тот факт, что решение вынесено и России придется платить.

Разумеется, в соответствии с правилами постоянной палаты Третейского суда в Гааге Москва, как и заявлял Сергей Лавров, будет данное решение оспаривать. Эти споры растянутся еще не год, максимум, на два. Но это вряд ли помешает GML начать уже сейчас подавать в разных странах мира иски с требованием об аресте российской государственной собственности.

Так уже делала, напомним, швейцарская фирма Noga («Нога») бизнесмена Нессима Гаона, выигравшая 1,5 миллиардный иск в Стокгольмском трибунале против России и создавшая в свое время российским властям массу проблем, пытаясь арестовать зарубежное имущество страны, предметы искусства, отправившиеся на выставки в Европу и даже самолеты и вооружения.

Бывшим собственникам ЮКОСа теперь можно, например, подать иск об аресте пресловутых вертолетоносцев Mistral во Франции. Или, что не менее вероятно, попытаться в судебном порядке доказать связь между имуществом РПЦ за рубежом и российским государством, что позволит «атаковать» и церковную собственность. Проблем предстоит немало, так что недаром, видимо, недавно сменился на бывшего сотрудника Федеральной службы охраны главный управляющий зарубежной собственностью России.

Надо также учитывать, что иски GML явно будут встречаться зарубежными судами и правительствами куда более благосклонно, чем требования пресловутой компании Noga. Ситуация в мире изменилась, особенно после гибели на Украине малайзийского «Боинга», а также присоединения Крыма, обвинениях со стороны Запада в поддержке сепаратистов на Украине и, наконец, введения санкций. Так что если к европейским и американским санкциям еще добавится 50-миллиардный налог в пользу акционеров ЮКОСа, никто в ЕС и США огорчаться не станет. Напротив, это будет возможность наказать Россию чужими руками. Не надо вводить санкции против «Роснефти» или «Газпрома» - захватывать их собственность и судиться с ними будет GML. Ко всеобщей, так сказать, радости (за исключением, разумеется, российских властей, которые получают еще одну, весьма серьезную, головную боль).

Иван Преображенский