Posted 29 июля 2014,, 13:08

Published 29 июля 2014,, 13:08

Modified 30 января, 23:15

Updated 30 января, 23:15

Санкции: переход на новый уровень

29 июля 2014, 13:08
Размежевание России и мировой экономики идет полным ходом. При этом каждый день приходит сразу уже по несколько новостей и рождается с десяток слухов о том, в каких еще областях сотрудничество будет свернуто.

Не успели в Москве осмыслить решение Третейского трибунала в Гааге по делу ЮКОСа, как Евросоюз объявил о введении нового пакета антироссийских санкций. По оценкам источников в Еврокомиссии, это будет стоить Москве приблизительно 100 млрд евро в 2014-2015 годах. Размежевание России и мировой экономики идет полным ходом. В день приходит уже сразу по несколько новостей и рождается с десяток слухов о том, в каких еще областях сотрудничество будет свернуто.

Российские олигархи якобы продают дома в Лондоне или просто пакуют чемоданы, «консервируя» многомиллионные недвижимые «инвестиции» до лучших времен. Глобальная группа энергетических и нефтехимических компаний Shell обращается в российское Федеральное агентство по недропользованию с заявлением об отказе от права пользования углеводородными участками на территории РФ (заявления были поданы 3 и 5 июня и касаются Барун-Юстинского участка в Калмыкии, а также Аркатойского в Ямало-Ненецком автономном округе). Женщина, которую в Голландии называют дочкой российского президента, покидает эту европейскую страну.

Немецкий министр экономики Вольфганг Шойбле говорит, что речь уже идет не о барышах, а о защите свободы. Третейский суд в Гааге присуждает России поражение в споре с бывшими акционерами нефтяной компании ЮКОС, приговаривая ее к оплате судебных издержек и выплате компенсации за экспроприацию собственности в сумме около $50 млрд евро. Это позволит бывшим акционерам ЮКОСа арестовывать собственность РФ, а также «Газпрома» и «Роснефти» за рубежом на аналогичную сумму.

В Москве, если верить британской The Financial Times, люди якобы из ближайшего окружения Владимира Путина называют все происходящее подготовкой к «войне в Европе». Пока, впрочем, реакция России скорее укладывается в рамки «холодной войны», а не «горячего» конфликта с вооруженными силами стран НАТО. В частности, Россельхознадзор, вслед за запретом на ввоз молочных продуктов с Украины, грозит запретить и поставки в Россию любой плодоовощной продукции из ЕС.

В свою очередь группа «радикалов» из распущенной на каникулы Госдумы предлагает добавить в законодательство понятие «страны-агрессора». Вопреки принятой в мировой практике трактовке, речь идет вовсе не о государстве, напевшем необоснованно на соседнюю страну. Под «агрессором» предлагается подразумевать страну, которая ввела санкции против России. Соответственно с такими государствами поступать можно, как говорится, «по законам военного времени».

Речь, разумеется, в первую очередь, о США и ЕС. Евросоюз — это, правда, надгосударственное образование. Но это вряд ли помешает записать его в агрессоры после того, как заработает очередной пакет санкций. Пока предлагаемые меры полностью не раскрываются, но утечки, которые допускают европейцы, и без того выглядят достаточно угрожающе.

Речь, судя по всему, идет о пресловутых «секторальных санкциях». Правда, в урезанном виде. Во-первых, не подтверждаются даже слухи о том, что в финансовой сфере санкции коснуться «государственных гигантов»: Сбербанка и ВТБ. Ранее появился слух, что им путь в ЕС будет закрыт, и лишь условно частные банки, за исключением тех, что уже попали под санкции за близость к Кремлю, смогут пока продолжать спокойно сотрудничать с европейскими коллегами.

Во-вторых, если верить еврокомиссару по энергетике немцу Гюнтеру Эттингеру, речь не идет о мерах против российских нефтегазовых компаний. Что, впрочем, кстати, не очень и нужно после решения Гаагского третейского суда — акционеры ЮКОСа сами прекрасно справятся с задачей применения «санкций» против таких российских госкомпаний как «Газпром» и «Роснефть».

Наконец, в-третьих, должны быть свернуты все проекты с участием российского государства, то есть федеральной, региональной или даже муниципальной власти. Но только по линии Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Собственно же межгосударственные проекты по-прежнему будут реализовываться.

В общем, пока кроме суммы предполагаемых потерь ничего не ясно. Рассказывать о характере ограниченных секторальных санкций европейцы не торопятся, вопреки слухам о том, что это случится уже 29 июля. Но для россиян это уже и не нужно. Российский фондовый рынок во вторник с готовностью пошел вниз на одних лишь неясных слухах.

Параллельно бывший замминистра экономического развития Андрей Клепач, отправленный на «запасной путь» на работу в ВЭБ, по слухам, за излишний пессимизм, спрогнозировал остановку экономического роста в России из-за предстоящего введения санкций.

А с таким настроением, российский бизнес и сам вполне успешно справится с выводом из экономики и ста (и даже более) миллиардов долларов. Потому что это тот самый случай, в который отказываются те, кто считает, что экономика — точная наука. На этот раз политика и психология оказываются важнее так называемых «объективных показателей».

Иван Преображенский