Posted 5 августа 2014,, 14:32

Published 5 августа 2014,, 14:32

Modified 31 марта, 12:15

Updated 31 марта, 12:15

Долгие санкции для России

5 августа 2014, 14:32
В ближайшие месяцы Европа не прекратит экономическое давление на Россию. Чтобы санкции были сняты, необходимо понять, чего добивается Москва на Украине. Но этого, отмечают эксперты, похоже, не знают даже в Кремле.

Санкции, введенные против России, начинают действовать. Пока большинство сигналов идет на неофициальном уровне. Например, ходят слухи то ли о сворачивании, то ли о замораживании российско-немецких научных контактов. Как рассказал на заседании Московского политклуба «Росбалта» руководитель Центра германских исследований Владислав Белов, немецкая компания «Рейнметалл» фактически теряет инвестированные в производство в Нижегородской области около 100 млн евро. И это, разумеется, только первые сигналы.

С другой стороны, Россия уже принимает ответные меры. Назвать это санкциями нельзя, но суть, по большому счету, та же. Это, например, запрет на ввоз плодоовощной продукции из Польши. Идут разговоры про европейские вина и американский виски (бурбон). Наконец, появились публикации о том, что РФ может запретить транзитные перелеты европейской авиации через свою территорию в Юго-Восточную Азию и на Дальний Восток.

Обсуждают и возможность других санкций, которые могут быть с равным результатом введены как со стороны ЕС, так и Россией. Речь про поставки комплектующих из России.

Многие немецкие производители, по словам Владислава Белова, перенесли в 1990-е годы часть производств отдельных запчастей в Россию, на заводы, вполне соответствующие европейским стандартам качества. Теперь в германской прессе идет дискуссия: «а правильно ли было такое решение?». В то же время во многих странах, ранее входивших в Организацию Варшавского договора, где на вооружении находится военная техника, произведенная в СССР, гадают, как скоро РФ перестанет поставлять к ней запчасти в условиях санкций. Чехию, например, это за полгода грозит полностью лишить всего имеющегося у ее армии вертолетного флота.

Наконец, как отмечает Владислав Белов, «некоторые казахские предприятия», кажется, также оказались уже под санкциями. О том, не грозит ли им та же судьба после вступления в Таможенный союз, заволновались и киргизские бизнесмены. Так что все страны, проводящие с Россией единую таможенную политику, теоретически, оказываются под угрозой.

Проблема санкций усугубляется тем, что в России к ним мало кто относится серьезно. По словам социолога Дениса Волкова из «Левада-Центра», с марта наблюдается стабильная картина: «приблизительно одна треть респондентов обеспокоена введением санкций», а две трети населения страны ими даже не интересуются. «Можно сказать, что для них «санкций нет», - отмечает эксперт.

При этом российское общество и российская власть сегодня вполне едины по большинству вопросов. Иначе говоря, никакого общественного запроса на отмену санкций со стороны российского общества в ближайшее время не будет. Даже если экономическая ситуация резко ухудшится, то это наверняка негативно напрямую отразится на рейтингах власти, но вряд ли россияне поймут, что причина бед в экономических ограничениях со стороны ЕС или США.

В то же время, по словам заведующего отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа Российской академии наук Сергея Уткина, «можно обсуждать частные проблемы», но «главное — это утрата доверия между Россией и Европейским Союзом на всех уровнях». Основная задача, по его словам, заключается в том, чтобы хотя бы на уровне риторики со стороны Москвы потребовать прекращения боевых действий. Причем потребовать не только от Киева, но и от так называемых «ополченцев». Однако есть ощущение, что подобные призывы Кремля сегодня «не вполне искренни», отмечает эксперт.

Есть и обратная проблема — не наблюдается серьезного давления со стороны ЕС или США на Киев с целью добиться начала переговоров. «ЕС ожидает прекращения вооруженного противостояния в Донбассе», - считает Уткин, и только тогда можно будет говорить о смягчении или отмене санкций, хотя опыт принятых Брюсселем мер экономического давления на другие страны свидетельствует, что их редко быстро отменяют.

Таким образом, никаких политических субъектов, которые были бы непосредственно заинтересованы в скорой отмене санкций, пока просто не наблюдается. Российское общество не осознает этой проблемы и даже если бы могло, не стало бы пытаться оказать давление на власти страны, с тем, чтобы они попытались найти общий язык с Западом. Ну и, наконец, как отметили в завершении заседания Московского политклуба эксперты, есть еще и США, которые активно влияют на ситуацию в своих интересах.

Так что ожидать скорой отмены уже введенных санкций не приходится. Точно сохранятся меры «персонального давления» на отдельных российских политиков и бизнесменов. В остальном же возможны послабления, но никак не отмена. Да и то при условии, что начнется переговорный процесс, а стороны озаботятся поиском модератора, которому все доверяют. Однако таких движений ни со стороны России, ни со стороны ЕС не наблюдается.

Иван Преображенский