Posted 14 августа 2014,, 10:10

Published 14 августа 2014,, 10:10

Modified 31 марта, 12:07

Updated 31 марта, 12:07

ВШЭ: Лишь 16% россиян посещают музеи

14 августа 2014, 10:10

МОСКВА, 14 августа. Последние 10 лет индустрия музеев в РФ развивается по всем показателям: растет количество музеев, общее число посещений и прочее. Однако проблемы с доступностью остаются, несмотря на то, что доступ к культурному наследию в целом ряде международных и российских документов. Ученые из НИУ ВШЭ разбирались, какие именно факторы влияют на посещаемость музеев.

В ходе исследования «Доступность российских музеев: внутренние и внешние факторы влияния» ученые выделили «дискриминируемые группы», для которых услуги музеев затруднены в той или иной степени. Это инвалиды, пенсионеры, школьники и туристы. Больше всего трудностей у инвалидов - в России только 10% музеев имеют специализированное оборудование для людей с ограниченными возможностями.

«У нас очень низкий уровень комфорта, - комментирует директор Центра прикладных экономических исследований и разработок НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина. - Много музеев размещается в исторических зданиях без лифтов и пандусов. И эти здания по закону нельзя реконструировать».

В отличие от Европы в российских музеях нет специальных программ для пенсионеров, позволяющих людям старшего поколения, к примеру, не просто посещать музеи, но при желании становиться их волонтерами. Не отлажено и сотрудничество со сферой образования - очень мало программ для школьников и молодежных групп. Наконец, работа музеев плохо согласуется с туризмом: режим работы не ориентирован «на сезонность и плотность туристического потока».

Одним из слабых мест российских музеев, по мнению исследователей, является плохое знание аудитории и ее потребностей. Низкое развитие информационно-коммуникационных технологий сокращает число потенциальных посетителей.

На сегодняшний день интересуются музеями и посещают их 16% россиян, 70% не знают о музеях и не интересуются, а еще 14% знают о музеях, но не посещают их. "Такой статистике, по мнению исследователей, среди прочих причин способствуют высокие цены, отсутствие семейных абонементов и программ, слишком большое количество ограничений и правил и т.д.", - говорится в сообщении на Экспертном сайте Высшей школы экономики OPEC.ru.

Также в докладе отмечается, что основной потребитель музейных услуг - урбанизированное население старше 18 лет. Чем выше доля этого населения, тем выше посещаемость музеев.